ТАЯММУМ (ритуальное очищение землей)

Согласно Шари‘ату таяммум – это протирание лица и рук пылью с определенным намерением, соблюдая определенные условия. Этот вид очищения, был дан исключительно общине Пророка Мухаммада, мир Ему. Аллаh Всевышний сказал в Кур`ане:

فَتَيَمَّمُوا صَعِيدًا طَيِّباً

(Сура 4 Ан-Ниса`, аят 43)
Это означает: «Выполняйте таяммум чистой землей».
Таяммум бывает:
- дозволенным – необязательным;
- обязательным.
Если у человека нет воды, кроме той, которая продается дороже чем обычно, ему дозволено не покупать ее, даже если он имеет такую возможность, а совершить таяммум.
Таяммум обязателен в случае отсутствия воды или в том случае, если при использовании воды будет нанесен вред человеческому организму, т.е. если он может заболеть.

Вода отсутствует по двум причинам:

1. Недоступность воды. Это когда по причине каких-либо препятствий вода не доступна, например из-за хищных зверей или врага. Или же если вода есть, но ее хватает только для питья, в этом случае также можно делать таяммум.
2. Явное отсутствие. Это когда человек не нашел воду в радиусе половины фарсаха, (около 1400 метров). В этом случае с него снимается обязанность поиска воды, если он убежден, что ее нет. Если же он предполагает, что у его спутников есть вода, то он должен попросить ее у них, или даже купить, если имеет возможность. Если у них воды нет, то он осматривает территорию вокруг, если находится на равнине. Но если земля не ровная, то он ищет воду на таком расстоянии, чтобы его сопровождающие могли услышать зов о помощи в случае опасности. По Шари‘ату это расстояние равно 300 локтей (около 150 метров). А если и в этом случае ему не удалось найти воду, он выполняет таяммум.

УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ 
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТАЯММУМА

  • Наступление времени Намаза;
  • Использование чистой земли содержащей пыль;

Нельзя совершать таяммум землей, в которой содержится наджис (нечистоты), например, если в нее попала моча, или использованной землей, то есть той, которой уже был совершен таяммум (так, что частицы пыли упали на землю после протирания лица или рук).
Земля должна содержать пыль, по школе имама Аш-Шафи‘ий. Согласно другим школам – имама Малика, Абу Ханифы и Ахмада ибн Ханбаля, таяммум разрешено выполнять землей или камнем. Так как они поняли из 43 Аята, Суры 4 «Ан-Ниса`»:

فَتَيَمَّمُوا صَعِيدًا طَيِّباً

Это означает: «Выполняйте таяммум чистой землей».

ОБЯЗАННОСТИ ТАЯММУМА

  • Перенесение пыли на протираемую часть тела;
  • Намерение, например: иметь дозволение выполнять обязательный Намаз, или иметь дозволение для совершения обхождения вокруг Ка‘бы (Тауаф) или иметь дозволение прикасаться к Кур`ану. Необходимо чтобы намерение возникло с момента прикосновения рук к земле и должно сохраниться до прикосновения к любой части лица.
  • Протирание лица: если у человека есть борода, она протирается поверхностно.
  • Протирание рук: до локтей включительно. По школе имама Малика достаточно протирать только кисти рук. Это мнение большинства ученых этой школы.
  • Соблюдение данной последовательности: то есть, если руки были протерты до того как было протерто лицо, таяммум считается недействительным.

ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ТАЯММУМЕ

  • Произнести «Бисмилляhир-Рахманир-Рахим»;
  • Растопырить пальцы, вначале каждого удара, для того, чтобы поднять больше пыли;
  • Вначале протереть правую руку, затем левую.
  • Не делать длительных перерывов между протираемыми частями тела, как это определено в разделе Ууду`.
  • Совершить Намаз сразу после выполнения таяммума. Это становится обязательным при постоянном хадасе. Потому что, при постоянном хадасе, Намаз выполняется сразу после совершения Ууду`.
  • При первом ударе желательно (Сунна) снять кольцо и обязательно снять его при втором ударе, для того, чтобы палец не был изолирован от земли.

ЧТО НАРУШАЕТ ТАЯММУМ

  • Таяммум нарушает все, что нарушает Ууду` (частичное омовение тела);
  • Появление воды не при Намазе: если человек увидел воду во время совершения Намаза, то если он сделал таяммум по причине отсутствия воды в месте, где ее много, его таяммум нарушается, а если в этом месте появление воды редкость, то он продолжает Намаз. Но лучше в этом случае совершить Ууду`, а затем выполнить Намаз.
  • Вероотступление. Оно нарушает таяммум, но не нарушает Ууду`.

Кто сделал таяммум по причине отсутствия воды в местности, где ее отсутствие редкость, то ему надо повторить все Намазы, выполненные с таяммумом. А если он находился в местности, где вода редкость, то он не должен повторять Намазы.
Таяммум необходимо делать перед каждым обязательным Намазом и нельзя, выполнив один раз таяммум, совершать более одного обязательного Намаза. Однако количество дополнительных Намазов (науафиль) неограничено с одним таяммумом.
Передано от ‘Умара ибн Хаттаба, да будет доволен им Аллаh, следующее:

يَتَيَمَّمُ لِكُلِّ صَلاةٍ وَإِنْ لَمْ يُحْدِثْ » رَوَاهُ الْبَيْهَقِيُّ

Это означает: «Таяммум совершается для каждого обязательного Намаза, даже если не было хадаса (обстоятельства прекращающие Ууду`)». Передал имам Аль-Байhакый.

При отсутствии воды и земли, обязательный Намаз совершается в качестве уважения ко времени Намаза, а потом выполняется в качестве долга. А некоторые ученые сказали, что человек не выполняет Намаз, пока не найдет воду или землю.