Аль-Кана‘ат (довольство тем, что дано Аллаhом)

l4p7nctv9-eНе раз учеными было сказано, что истинное богатство – в довольстве (Аль-Кана‘ат). Как мало людей радуются всем тем благам, которые имеют — некоторые даже не замечают эти блага или не придают им значения. И еще меньше тех, кто благодарит за дарованные блага Создателя .
Важно понимать, что блага или их отсутствие созданы Аллаhом. Человек должен проявлять спокойствие и терпение при отсутствии у него каких-либо благ, или когда привычные для него блага исчезают. Необходимо быть благодарным Аллаhу за те блага, которые Он даровал.

Имам Абу ‘Абдуллаh ибн Хафиф сказал означающее: «Довольство – это значит оставлять желание добиться того, что неосуществимо и ограничиваться тем, что дано Аллаhом».

Имам Мухаммад Ибн ‘Али Ат-Тирмизий сказал означающее: «Аль-Кана‘ат – это значит довольствоваться той долей, которая предопределена Богом».

А также сказано, что «Аль-Кана‘ат – это когда человек доволен тем, что имеет, и нет у него жажды и стремления к прbумножению жизненных благ, недоступных для него».

Пророк Мухаммад, мир ему, сказал о том, что малое и достаточное – лучше, чем иметь много и отвлекаться от того, что по приоритету приносит пользу. Это изречение передал Абу Я‘ля.

Многие люди будучи бедными прикладывают больше сил и усердия в поклонении Создателю, а когда становятся богатыми, то забывают об этом, поэтому для многих людей богатство – это не лекарство, а наоборот – заболевание. Истинное довольство – это истинное сокровище, и тот, кто им владеет, по-настоящему богат.

Ученые сказали означающее: «Аллаh Всевышний вложил в следующие пять качеств соответственно пять действий: достоинство в послушании; унижение в грехе; благочестие и достоинство в дополнительных Намазах по ночам; мудрость в пустом желудке; богатство в довольстве».

Довольство тем, что суждено — это первый уровень упования. У того, кто не умеет довольствоваться тем, что имеет, не получится уповать, а без упования не достичь полного смирения, понимая, что все происходит по Воле Создателя, а без богобоязненности не добиться аскетизма.

Имам Зун-нун Аль-Мысрий сказал означающее: «Сильное упование на Аллаhа приводит к аскетизму, наследием которого является мудрость, а мудрость дает возможность предвидения некоторых последствий деяний (дальновидность)». А также он говорил означающее:«Существует три признака крепости Веры: это малое общение с людьми (с теми, кто не помогает развиваться в духовном плане), они не расхваливают за подарки и не ругают тех, кто ничего им не дарит».

Каждый из нас обязан правильно использовать блага, дарованные Аллаhом. Не использовать блага, данные Аллаhом, для совершения греха — это и есть один из видов нашего выражения благодарности Создателю за все, что Он даровал. Наше выражение благодарности – это соблюдение нашей Веры до конца нашей жизни и соблюдение повелений Всевышнего и упоминание Его языком, сердцем и поступками.

Имам Аль-Джунайд рассказал, что когда ему было семь лет, он играл рядом с Ас-Сарий, который сидел в окружении других мужчин. Когда они говорили о благодарности Аллаhу, Ас-Сарий спросил Аль-Джунайда: «О, мальчик! Что такое благодарность?», и он ответил, что благодарность Аллаhу – это значит не грешить, используя блага, данные Аллаhом. Ас-Сарий сказал, что благодарность – это значит не использовать что-либо из благ, данных Аллаhом, нарушая Его повеления.

Многие из нас не раз слышали слова восхваления Аллаhа. Кто говорит слова “Аль-хамду лилляhи раббиль `алямин”, то своим сердцем выражает восхваление и благодарность Создателю – Аллаhу Всевышнему — за то, что Он даровал ему правдивый путь и здоровье, а также этими словами мусульманин ограждает себя от грехов.

Каждому верующему полезно знать Зикр, который Пророк Мухаммад, мир ему, оставил как завещание. В нем человек выражает свою благодарность Аллаhу Всевышнему за жизнь, которую Он ему даровал, за то, что встретил новый день и новый вечер живым:

أَوْصَى الْحَبِيبُ الْمُصْطَفَى أَنْ يَقُولَ الْعَبْدُ دُعَاءً لِيُؤَدِّيَ شُكْرَ يَوْمِهِ فَقَالَ: »مَنْ قَالَ حِينَ يُصْبِحُ: اللَّهُمَّ مَا أَصْبَحَ بِي مِنْ نِعْمَةٍ أَوْ بِأَحَدٍ مِنْ خَلْقِكَ فَمِنْكَ وَحْدَكَ لاشَرِيكَ لَكَ, لَكَ الْحَمْدُ وَلَكَ الشُّكْرُ وَمَنْ قَالَ حِينَ يُمْسِي مِثْلَ ذَلِكَ فَقَدْ أَدَّى شُكْرَ لَيْلَتِهِ«رَوَاهُ ابْنُ حِبَّانَ رَحِمَهُ اللهُ تَعَالَى

Это означает: «Кто говорит, когда проснется утром: «О, Аллаh! Все блага, которые имел я или кто-либо из созданий, все от Тебя. Ты – Единственный Создатель. У Тебя нет помощника, соучастника. Тебе выражаю свои восхваления и Тебе моя благодарность», и кто говорит эти слова вечером, тот выразил благодарность Аллаhу в эту ночь.» Передал Ибн Хиббан.

Есть также завещание, переданное Пророком Мухаммадом, мир ему, сподвижнику Ма‘азу бин Джабалю:

قَالَ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: » يَا مُعَاذُ لا تَدْعُنَّ فِي دُبُرِ (أَيْ خَلْفَ) كُلِّ صَلاةٍ تَقُولُ، اللَّهُمَّ أَعِنِّي عَلَى ذِكْرِكَ وَشُكْرِكَ وَحُسْنِ عِبَادَتِكَ «

رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ بِإِسْنَادٍ صَحِيحٍ

Это означает: «О, Му‘аз! Ни в коем случае не упускай возможности произнести после Намаза: «Аллаhумма а‘ынни ‘аля зикрикя уа шукрикя уа хусни ‘ибадатик» (то есть: «О, Аллаh! Дай мне силы для того, чтобы упоминать Тебя, быть благодарным Тебе, и чтобы больше поклоняться Тебе»). Это передал один из известных теологов Ислама – Абу Дауд.

Несомненно то, что каждому необходимо быть довольны тем, что дано Аллаhом, а также сохранять спокойствие и проявлять терпение ради Аллаhа при потере чего-либо.