Ба’ис — один из первых шагов на пути суфизма

DSC00556-1Cильное побуждение (ба’ис) — это один из первых шагов на пути суфизма. Оно возникает в сердце человека, не давая ему покоя, побуждая его делать то, что одобрено Аллаhом, больше думая не о благах этого мира, а о том, что его ждет на Том Свете. И большое благо в том, что оно побуждает человека отказаться от мирских забот, то есть от того, чем занято большинство людей, как, например, чрезмерное обустройство жизненных условий, чрезмерное накопление богатств.

Тот, кого Аллаh наделил этим почетным даром — побуждением (ба’ис), должен дорожить им и помнить, что это одно из величайших благ, дарованных ему Аллаhом, который невозможно переоценить и за который невозможно полностью воздать благодарность Всевышнему. Пусть такой человек старается приложить максимум усилий для того, чтобы воздать благодарность Аллаhу за эту великую награду и большую честь, которой он был удостоен, и за то, что Аллаh дал ему отличие от многих других людей.

Такое побуждение — это особый дар, который не видим другим, но действует на человека изнутри. Это один из видов вдохновения (нафахат — трепетное состояние, при котором человек испытывает радость от соблюдения и особое волнение), то есть той силы, которая помогает человеку всегда видеть путь истины и следовать ему.  Чаще всего причиной появления этого побуждения в сердце является чувство страха, стремления к благу и сильной любви к Аллаhу. Также оно появляется, когда человек общается с благочестивыми людьми (святыми) и видит, как они живут, или когда они берут его под свою опеку, уделяя ему внимание. Также это чувство может появиться в сердце и без каких-либо причин.

Человеку необходимо стремиться получить такое вдохновение (нафахат) и не упустить его. Такое вдохновение для него как дверь, войдя в которую человек может получить большие блага, и много потерял тот, кто просто ожидает и бездействует, не совершая попыток открыть эту дверь. Как много тех мусульман, которые дожили до 80 лет и более, но не получили этого особенного блага и за всю свою жизнь ни разу не постучали в эту дверь.

Пророк Мухаммад, мир ему, сказал означающее: «Воистину, Аллаh даровал в некоторые дни вашей жизни особые моменты вдохновения (нафахат). Стремитесь не упустить этот дар».

Укрепление этого дара (ба’ис) происходит при упоминании Аллаhа, (обращении к Создателю в молитвах, совершении Намазов, Зикров), при размышлении о том, что приготовлено Аллаhом благочестивым рабам, а также при посещении собраний благочестивых людей. Его сохранение происходит путем отдаления от тех людей, которые не имеют такого стремления и отказа идти на поводу наущений шайтана.

Большое благо появляется тогда, когда человек спешит к покаянию, чтобы получить прощение Аллаhа. При этом он должен быть искренен в стремлении совершать благие деяния. И он не откладывает и не медлит, чтобы не упустить момент, когда появляется такая возможность. И когда для него открываются врата благочестия, он сразу входит в них. Когда его призывают к добру, он без промедления откликается, чтобы успеть. И он остерегается откладывать совершение благодеяний на завтра и послезавтра, как к этому призывает шайтан. И ему необходимо действовать без промедления, не стараясь искать оправдания, что у него нет времени или не позволяет здоровье.

Ибн Раби’ сказал: «Стремитесь к благочестию, поднимаясь, преодолевая себя, не ожидая того времени, когда будете полностью здоровы. Воистину, ожидание здоровья есть бездействие (в том, что требуется)».

А также Ибн ‘Ато в своей книге «Аль-Хикам» («Мудрости») сказал: «Откладывать благие дела, оправдываясь ожиданием свободного времени, является безрассудством».

Тому, кто желает достичь успеха необходимо приложить старания для укрепления своего сердца, сохранения себя на пути Истины, и совершения благих деяний искренне ради Аллаhа.