Злословие не приводит к благу, сплетня не приносит хороших плодов

Сказано в Священном Кур’ане:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا اتَّقُوا اللهَ وَكُونُوا مَعَ الصَّادِقِينَ
Это означает: «Аллаh повелел верующим быть богобоязненными так, как положено, соблюдая обязательства и избегая нарушения, и быть среди правдивых».Каждому рабу Аллаhа, следует оградить свои органы от запретного, воздерживаясь от грехов и нарушений. Воистину, смерть неизбежна. Воистину, срок нашей жизни истекает и у каждого будет отчет.

Человек должен задумываться над тем, что он делает, что он говорит, кому он говорит и для чего. Кинжалы, стрелы и копья, которые кто-то бросает в противника часто видимы — от них человек может уклониться, принять меры защиты, и даже попав в человека, они оставляют следы – раны, которые человек может излечить. Отравление ядом можно вовремя обнаружить и избежать. Сплетня же или злословие могут нанести вред человеку, который даже и не знает, что о нем могли такое говорить именно те люди, которые это сделали.
Сказано в Священном Кур’ане:
مَا يَلْفِظُ مِنْ قَوْلٍ إِلاَّ لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ
Это означает: «Все, что произносит раб Аллаhа, записывается в книге Ангелами Ракибом и ‘Атидом». Одному Ангелу поручено писать доброе, а второму – плохое. Аллаh Всевышний предупредил, чтобы мы оберегали свой язык от сквернословия и тому подобного, т.к. в этом Аяте указано, что Ангелы записывают произнесенную нами речь, а также фиксируют наши деяния. Каждому будет показано все это, когда наступит День Отчета.
Очень часто в наши дни люди не задумываются над тем, как они используют слова. Еще одна из самых больших бед, которая является грехом и распространяется в нашем обществе из-за невежества, это – обман. Обман – это любые сознательные разговоры, которые не соответствуют действительности, и говорящий знает об этом. Несмотря на то, сказаны они в шутку или всерьез – это является грехом по единогласному мнению исламских ученых. Как и было передано со слов Пророка Мухаммада, мир ему:
لاَ يَصْلُحُ الْكَذِبُ في جِدٍّ وَلاَ في هَزْلٍ“ رواه البيهقي
Это означает: «Ложь не годится ни в шутку, ни всерьез».
Передал это изречение имам Аль-Байhакый.

Посланник Аллаhа также сказал:
”إِنَّ الصِّدْقَ يَهْدِي إِلىَ الْبَرِّ وَإِنَّ الْبِرَّ يَهْدِي إِلىَ الْجَنَّةِ وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَصْدُقَ حَتَّى يُكْتَبَ عِنْدَ اللهِ صِدِّيقًا وَإِنَّ الْكَذِبَ يَهْدِي إِلىَ الْفُجُورِ وَإِنَّ الْفُجُورَ يَهْدِي إِلىَ النَّارِ وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَكْذِبُ حَتىَّ يُكْتَبَ عِنْدَ اللهِ كَذَّابًا“.
«Воистину, правда ведет к добру, а добро ведет в Рай. Человек говорит правду и достигает такой степени, что пишется среди правдивых. Ложь ведет к согрешению, а согрешение ведет в ад. Человек обманывает до такой степени, что пишется среди лжецов». Передали имамы Аль-Бухарий и Муслим.

Грехом является и гъиба – злословие (говорить за спиной человека то, что ему бы не понравилось и причинило боль, даже, если в нем есть такой недостаток), и намима — сплетни.
Передали имамы Аль-Бухарий, Муслим, Ат-Тирмизий, Абу Дауд, Ан-Наса`ий от Ибн ‘Аббаса означающее: «Однажды Пророк, мир ему, проходя между двумя могилами, сказал, что находящиеся в них люди мучаются из-за больших грехов. Один из них сплетничал (разжигал вражду между мусульманами), а другой не очищался от мочи.

Пророк Мухаммад, мир ему, сказал:
إِنَّ أَحَبَّكُم إِلَى اللهِ الَّذِينَ يَأْلَفُونَ وَيُأْلَفُونَ وَإِنَّ أَبْغَضَكُم إِلى اللهِ المَشَّاؤُونَ بِالنَّمِيمَةِ المُفَرّقُونَ بَيْنَ الأَخَوَيْنِ
Это означает: «Самые любимые Аллаhом те верующие, кто дружно и искренне общаются между собой. Аллаh не любит и не одобряет поступки тех, кто передает сплетни с целью посеять разногласия и враждебность среди братьев». Подобное изречение передал Ат-Табараний.
Пророк ‘Иса (Иисус), мир Ему, сказал:
تَحَبَّبُوا إِلى اللهِ تَعَالى بِبُغضِ أَهْلِ المَعَاصي وَتَقَرَّبُوا إِلى اللهِ بِالتَّبَاعُدِ مِنْهُمْ
Это означает: «Больше любите Аллаhа, проявляя ненависть к грешникам и отделяясь от них».

Как ранее, так и сейчас есть такие женщины, которые чрезмерно разговаривают, любят посплетничать, покритиковать кого-либо из своих родственников или родственников мужа. В таких случаях необходимо обращаться с ними мудро, следует спокойно, предостерегать их от таких разговоров и от их нежелательных последствий.

Ибн ‘Умар передал хадис Пророка, мир ему: «Кто хочет, чтобы его ду’а было принято и, чтобы было облегчение в его горе, пусть поможет бедному и нуждающемуся». Далее в хадисе говорится о том, что если мусульманин не раскрывает недостатки другого мусульманина, то Аллаh скроет его недостатки и в этой жизни, и в День Отчета. Это подтверждается словами одного учёного-саляфита, который сказал: «Я встречал народ без явных недостатков, но который любил обсуждать недостатки других людей. Тогда другие люди стали обсуждать их, выискивая у них недостатки. А также я встречал другой народ, у которого были явные недостатки, но они не обсуждали недостатки других людей. Тогда и мы забыли об их недостатках».

Ибн Маджаб передал Хадис Пророка Мухаммада, мир ему, в котором сказано означающее, что тому, кто скрывает от огласки недостатки своего брата-мусульманина, Аллаh дарует облегчение в Судный День. А тот, кто придал огласке недостатки своего брата-мусульманина, то недостатки этого человека по Воле Аллаhа будут показаны, и он будет опозорен даже в собственном доме.
Скрывать недостатки означает не выставлять напоказ оплошности мусульманина, который старается не совершать грехи, но иногда у него бывают ошибки. И в этом случае нельзя изобличать и позорить таких людей, обсуждая с другими их оплошность, так как это является грехом — злословием (гыйба). Сказано в Священном Кур’ане (Сура 24 «Ан-Нур», Аят 19) означающее: «Воистину, тем, кто рассказывает другим об ошибках своих верующих братьев, уготованы мучительные страдания в этом мире и на Том Свете».

А если кто-то делает грехи прилюдно и демонстративно, то разговор об этом не является злословием (гыйба). Но даже в этом случае нельзя злорадствовать. А говорят об этом для того, чтобы заставить грешника прекратить совершать грех, а также, чтобы свидетельствовать перед судьёй (кадыем) или приводят в качестве плохого примера, чтобы другие не делали этого.
Несомненно есть огромная польза в добром отношении с людьми. Имам Аль-Бухарий передал следующий хадис: «Воистину, Аллаh дарует милость тем Своим рабам, кто милосерден к другим людям».
Даже тот, кто думает, что и так хорошо относится к людям, пусть спросит себя, может ли он поступать так же, как Пророк Мухаммад и его сподвижники, которые всегда находили время и возможность помочь другим? Например, ‘Умар ибн Аль-Хаттаб был очень внимателен к людям и старался помогать им, чем мог. Он поддерживал вдов и одиноких людей, приносил им воду в дом. Однажды Тальха увидел, как ‘Умар ночью заходил в дом одной женщины. На следующий день Тальха зашел в этот дом и увидел там слепую старушку, которая не могла самостоятельно передвигаться. Тальха спросил у нее: «Что делал тот человек у тебя дома?» На что женщина ответила: «Он помогает мне: прибирает в доме, приносит мне то, что мне нужно, выносит мусор». Тогда Тальха сказал сам себе: «Горе тебе, о, Тальха! Как ты мог усомниться в ‘Умаре?!»