Мемориальный комплекс имама Аль Бухарий

Iyr6mo87IkkВ Узбекистане в селении Хартанг Пайарыкского тумана находится одно из почитаемых мусульманами мира мест – могила имама аль-Бухарий. Абу ’Абдуллаh Мухаммад ибн Исма’иль Аль Бухарий – знаменитый теолог, ученый-хадисовед (хадисоведение – наука о Хадисах) и автор фундаментальных трудов по разным наукам Ислама. Его полное имя Абу ’Абдуллаh Мухаммад ибн Исма’иль ибн Ибраhим ибн Бардизба Аль Джа’фий Аль Бухарий. Он родился на территории современного Узбекистана в городе Бухара в 194 году hиджры, 13 числа месяца Шаууаля в пятницу. Он вырос сиротой, воспитывала его мать. Он был слепым, когда был маленьким. Однажды, его мать во сне увидела Пророка Ибраhима, мир ему, который сказал ей, что Аллаh дарует ее сыну зрение из-за того, что она много плакала.
Имам Аль Бухарий всегда стремился к знаниям. Он знал наизусть книги известного исламского теолога, своего современника Ибн Аль Мубарака и изучил все известные исламские книги когда ему исполнилось 16 лет. Также он знал 70 000 Хадисов вместе с цепочкой передачи. Он изучал Хадисы у известных муххадисов. Затем вместе с матерью и братом он поехал в Мекку для того, чтобы продолжить обучение и жил в этом городе в течении 6 лет. Потом он посетил Шам, Египет, Ирак (Басру, Куфу, Багдад), где изучал Хадисы у всех мухаддисов, которые жили в этих городах. Это приблизительно 1080 человек.

Таджуддин ас-Субкий в книге «Табакат» передал от Ибн Удей: «Я слышал, что к имаму Аль Бухарий пришло 10 человек, и каждый из них прочитал по 10 Хадисов (в итоге получилось 100) при этом они сознательно изменили цепочки передачи (то есть, Хадис один, а цепочка передачи другого Хадиса). Имам Бухарий исправил и сказал, все как должно быть»

Имам Аль Бухарий обладал хорошей памятью. Ас-Субкий в книге «Табакат» передал, что имам Аль Бухарий сказал: «В возрасте 10 лет я знал наизусть Хадисы. Потом я пошел учиться к муххадису Ад-Дахили и другим. Однажды, он рассказал Хадис и сказал, что его цепочка следующая: передал Суфьян от Абу Аз-Зубейра от Ибраhима. Я сказал, что Абу Аз-Зубейр не передавал этот Хадис от Ибраhима. Мухаддис проявил недовольство. Я предложил ему проверить. Он ушел на некоторое время и затем вернулся ко мне и сказал: «Посмотри эти книги» Я сказал ему: «Это Аз-Зубейр ибн Удей от Ибраhима» и он исправил в книге, зачеркнув слово «Абу» и сказал, что я прав» Люди спросили имама Аль Бухарий сколько лет ему было тогда. Он ответил, что ему тогда было 11 лет.

Мухаммад ибн Абу Хатим помощник имама Аль Бухарий сказал: «Я слышал от Хамида ибн Исма’иля и других, которые сказали, что они с имамом Аль Бухарий подошли к одному мухаддису, которого обычно посещали, и они записывали, а он слушал и не записывал. Через несколько дней они спросили его, почему он не записывает. Он сказал: «Проверьте то, что вы записали» и прочитал им 15 тысяч Xадисов. После этого они исправляли свои записи по тому, что он рассказывал по своей памяти»

Имам Бухарий обучался Хадисам у: Меккий ибн Ибраhима Аль Бальхия, Абдана ибн ‘Усмана Аль-Маруазий, Убейдуллаhа ибн Муссы Аль Абсий, Абу Асыма Аш-Шайбаний, Мухаммада ибн ‘Абдуллаhа Аль-Ансарий, Мухаммада ибн Юсуфа Аль Фарьябий, Абу Нуайма Аль Фадля ибн Дакина, Абу Гъассана Аль hиндий, Сулеймана ибн Харба Аль Уашиджий, Абу Салямы Ат-Табузкий, Аффана ибн Муслима, Арима ибн Аль Фадля, Абу Аль Уалида Ат-Тоярисий, Абу Муаммар Аль Мункарий, ‘Абдуллаhа ибн Масляматы Аль Къанабий, Абу Бакира Аль Хамидий, ‘Абдуллаhа ибн Юсуфа Ат-Танисий, Абу Аль Ямана Аль Хумсий, Ахмада ибн Ханбаля, ‘Исмаиля ибн Аби Увейса Аль Мадиний, Яхьи ибн Му’ина и многих других.

Некоторые имамы сказали, что Аль Бухарий однажды во сне увидел, что он стоял перед Пророком Мухаммадом, мир ему и держал в руках посох, защищая Пророка Мухаммада, мир ему. Имам Аль Бухарий попросил теологов растолковать этот сон. Они сказали: «Имам Аль Бухарий защищает Пророка Мухаммада, мир ему и его Хадисы от добавления вымышленных хадисов»

В книге «Тахзиб аль-асма уаль люhат» передано от Хашида ибн Исма’иля, что однажды он видел Исхака ибн Раhауея, который сидел на диване рядом с Мухаммадом ибн Исма’илем (имам Аль Бухарий). Имам Аль Бухарий исправлял его ошибки. Исхак согласился с ним и сказал людям: «Обучайтесь у имама Аль Бухарий. Если бы он был во время Хасана Аль Бисрий, люди пришли бы к нему обучаться, так как он хорошо знает Хадисы»

В книге «Аль бидая уаль ниhая» передано от Ибн Хузеймы, который сказал: «Я не знаю человека, который бы лучше знал Хадисы, чем имам Аль Бухарий».

Исхак ибн Зайрак сказал: «Я слышал в 247 году hиджры, от Мухаммада ибн Идриса Ар-Разий, что приедет человек из Хорасана, который обладает большими знаниями о Хадисах и лучшего знатока в наше время нет. Через несколько месяцев приехал имам Аль Бухарий»

Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Самые лучшие теологи из Хорсана, которые очень хорошо разбираются в Хадисах это: Абу Зурата Ар-Разий, Мухаммад ибн Исма’иль Аль Бухарий, ‘Абдуллаh ибн ‘Абдуррахман Ас-Самаркандий и Аль Хусейн ибн Шуджа’ Аль Бальхий»

Ас-Субкий в книге «Табакат» передал от Мухаммада ибн Абу Хатима помощника Аль Бухарий: «Я слышал от Аль Бухарий, что однажды друзья Амру ибн ‘Али рассказали один Хадис. Имам Аль Бухарий ответил, что не знает этот Хадис. Они обрадовались и подошли к Амру ибн ‘Али и сказали ему об этом. Амру сказал: «Если Аль Бухарий не знает этот Хадис, то значит, это изречение не является Хадисом»

Хашид ибн Исма’иль сказал: «Однажды я был в Басре, и услышал, что приедет Мухаммад ибн Исма’иль (имам Аль Бухарий). Когда он приехал то Мухаммад ибн Ясар сказал, что сегодня приехал главный факиh»

Абу Саhль Аш-Шафи’ий сказал: «Я посетил Ирак (Куфу, Басру), Шам, Хиджаз и обучался у местных теологов. В беседах между собой теологи этих городов говорили, что имам Бухарий лучше них»

‘Абдуллаh ибн Ахмад ибн Ханбаль спросил своего отца: «Кто самый лучший из хафизов?» Ахмад ибн Ханбаль ответил: «Человек, который приехал к нам из Хорасана»  ‘Абдуллаh спросил: «Кто?» Отец ответил: «Мухаммад ибн Исма’иль Аль Бухарий»

Ибраhим Аль-Хаууас сказал: «Я видел известного хафиза Абу Зурата, который спрашивал Аль Бухарий о степенях того или иного Хадиса, как студент спрашивает преподавателя»

Имам Аль Бухарий написал много книг и сборников. Самые известные из них: «Сахих Бухарий», «Аль адаб аль муфрад», «Асами сахаба», «Ат-Тарих» (книга посвящена биографиям передатчиков хадисов. Она состоит из трех частей: большой, средней и малой), «Ат-Тафсир аль-Кабир», «Аль-Джами’а аль-Кабир», «Хальк афаль аль-ибад», «Хайруль калям фи кираати хальф аль-имам», «Китаб ад-до’афа уа аль-матрукин», «Китаб аль-’иляль филь Хадис», «Китаб аль-фаваид», «Аль-кироата хальф аль-имам», «Кадая ас-сахаба уа т-табиин», «Китаб аль-мабсут филь хадис», «Аль-Муснад аль-кабир», «Китаб аль-вахдан» (в этой книге собраны биографии людей, через которых передан один хадис).

Ибн Удей передал от Абдуль Къуддуса ибн Абдуль Джаббара Ас-Самаркандий, который сказал: «Пришел имам Аль Бухарий в Хартанг к своим родственникам. После Намаза я слышал, что он читает ду’а, что ему трудно и, что он желает одобренный конец жизни. В этом же месяце он умер»

Аль Бухарий умер в 256 году hиджры в последний день месяца Рамадан, в субботу в ночь праздника. Ему было около 62 лет. Он был похоронен после Намаза «Аз-Зуhр» в день праздника в поселке Хартанг возле Самарканда.

В XVI в. над могилой Мухаммада ибн Исма’иля Аль Бухарий был возведен небольшой мавзолей, рядом была построена мечеть и посажены чинары. Чинары и по сей день растут возле обновленного мемориального комплекса.

1400401843 1400401915 1400393969

В 1998 году в селении Хартанг был построен величественный мемориальный комплекс, включающий в себя мавзолей, мечеть, библиотеку и медресе. В его возведении участвовали лучшие строители и народные мастера Самарканда, Ташкента, Бухары, Хивы, Шахрисабза, Андижана, Коканда и Намангана. В том же 1998 году 23 октября в Самарканде прошли торжества, посвящённые 1225-летнему юбилею знаменитого учёного. Архитектурное решение современного комплекса площадью в 10 гектаров основано на использовании национальных традиций. Вход в комплекс осуществляется через входной портал, оснащенный резными воротами. С двух сторон главного входа установлены памятные плиты с арабской и латинской графикой о строительстве комплекса.

a823b147e5f29bd631b97c6675ac63db 414812_original 2ca24c87df62292c721e87599de515c7 (1)

На центральной оси комплекса стоит мавзолей Исмаила Аль-Бухари в виде прямоугольной призмы, квадратной в основании, площадью 9х9 метров высотой 17 метров.

1a5c4fb7d6d6797808888f96bbd4f04d 4fa8b72c9c49cee1001fc5d79754474e 413398_original 8f72f7d9931feb4ecedbb2c0722575eb 414001_original 99567202

Купол мавзолея двойной, ребристый, украшен голубыми изразцами.

Imam-Al-Bukhari-Mausoleum 20140719072352 414230_original

Стены оформлены светло-зелеными, голубыми, белыми и глазурованными плитками, мрамором, ониксом и гранитом; полы украшены гирихом; в отделке также широко использован ганч. Купол изнутри украшен красочным орнаментом.

2 tomb_al_bukhari (1) Imam Bukhari grave-salafiaqeedah.blogspot.co.uk b3f58767916910ef4cc8f4b5a69e0ef2 1400394432 1400397972 1400393969 117305-Uzbekistan---Samarqand-and-Tashkent-23112008280

На левой стороне двора мечеть, хонака и галерея площадью 786 кв.м., где одновременно могут молиться 1500 верующих. С правой стороны имеется библиотека и музей с редкими экземплярами рукописных и литографированных книг по Исламскому богословию. В глубине двора расположен учебный центр по изучению хадисов. В центре двора располагается водоем с древними чинарами, рядом с которыми бьет источник. Книги Аль Бухарий используют в медресе и исламских университетах как один из основных источников для изучения Сунны Пророка Мухаммада, мир ему.

e25c3e341de43b175e968eb8773d434c DSC03473 1400394432 1400393905 415161_original 414230_original 413759_original 413567_original 8f72f7d9931feb4ecedbb2c0722575eb 413398_original