10-е Зуль-Хиджжа — ‘Ид Аль-Адха (Курбан-Байрам)

eid_al_adha_12(pp_w960_h640)В благословенное утро этого дня паломники направляются в долину Мина, чтобы совершить обряд бросания камешков, как делал это Посланник Аллаhа, мир ему. Мудрость этого ритуала в том, чтобы паломник вспомнил то, что произошло с Пророком Ибраhимом, мир ему, когда перед ним предстал шайтан, дабы искушать Пророка. Пророк Ибраhим, мир ему, трижды бросил в шайтана камни, чтобы унизить его. Также и нам, последователям Пророка Мухаммада, мир ему, повелено бросать камни в те места, где появлялся шайтан, — тем самым мы обращаемся к Сунне (примеру жизни и деяний) Пророка Ибраhима, мир ему, и так же, как и Он совершаем это с целью унизить шайтана.

Праздник Курбан Байрам отмечается с 10-го по 13-е числа месяца Зуль-Хиджжа (то есть 11, 12 и 13 числа) лунного календаря. Этот благочестивый праздник содержит в себе высокое значение.
Сам обряд жертвоприношения, совершаемый мусульманами в этот праздничный день, исполнен благородного воспоминания о поступке Пророка Ибраhима, мир ему. Аллаh Всевышний повелел, чтобы Пророк принес в жертву своего сына Исма’иля, которого Он сильно любил. Поистине, это большое испытание для человека, и Пророк Ибраhим, мир ему, выдержал его с честью. Аллаh Всевышний, восхваляя Своего Пророка в Кур’ане Сказал (Сура «Аль-Анбия’) означающее: «Аллаh даровал Пророку Ибраhиму праведность, оградив Его от бесчестья с самого рождения».

Пророк Ибраhим, мир ему, женился на дочери hаруна – правителя той местности, куда они переехали. Ее звали Сарой. Она была верующей и благочестивой девушкой. Пророк Ибраhим, мир ему, с Сарой прожили долгую жизнь, но у них не было детей. Сара решила подарить Пророку, мир ему, свою служанку. Она сказала, что, может, Аллаh дарует ему от этой женщины ребенка. У hаджар родился сын, которого назвали Исма‘илем, мир ему. Через 13 лет после его рождения Пророк Ибраhим, мир ему, получил Откровение, что Аллаh дарует Ему сына от Сары, несмотря на то, что супруги уже были в пожилом возрасте. Пророк Ибраhим, мир ему, просил у Аллаhа даровать ему благочестивых детей. Аллаh принял его Ду`а и даровал ему несмотря на возраст сыновей – Исма’иля и Исхака.

Когда Исма’иль подрос и окреп и стал сопровождать своего отца. Однажды Пророку Ибраhиму, мир ему, приснился сон, в котором Он приносит в жертву Аллаhу своего первенца – сына Исма’иля. Известно, что сны Пророка – это истина (Пророчество), знамение от Аллаhа, которые нужно обязательно исполнять. Об этом сказал теолог Ислама Катада. О Пророке Ибраhиме Сказано в Суре «Ас-Саффат», Аяте 102. Теологи, Исламские историки и специалисты в толкованиях религиозных текстов сообщили, что, когда Пророк Ибраhим намерился принести своего сына в жертву, то сказал ему, означающее: «Пошли, чтобы совершить свой Курбан (жертвоприношение) ради Аллаhа». Он взял нож, веревку и они отправились в путь, когда дошли до гор, сын спросил у отца, означающее: «Где же Курбан?» Отец ответил, означающее: «О сын мой, я видел во сне, что режу тебя».

Тогда Исма’ил сказал отцу, означающее: «Покрепче свяжи меня, чтобы я не бился, и постарайся, чтобы моя кровь не попала на твою одежду, а иначе моя мать заметит ее и будет грустить. Пусть быстро пройдет нож по моему горлу, а когда подойдешь к маме, то передай ей от меня Салям». Тогда Ибраhим поцеловал его и, заплакав, сказал, означающее: «Ты для меня – большая помощь в соблюдении Повелений Всевышнего», после чего Ибраhим, мир Ему, взял нож и хотел совершить то, для чего они пришли, но нож не резал. Имам Муджаhид сказал, что когда Пророк хотел резать, то нож разворачивался в сторону от горла. Видя, что Ибраhим не смог резать, Исма’иль сказал отцу, означающее: «Ударом заколи меня!».

Они оба – и отец, и сын, — хотели исполнить Повеление Всевышнего. Затем Ибраhим услышал слова Ангела, означающие: «Ты хотел исполнить то, что Ты видел во сне, но взамен твоего ребенка – овца». Сказанов Кур’ане в Суре «Ас-Саффат», Аят 107, означающее, что взамен Исма’иля в качестве жертвы была дана овца.
Жертвоприношение – это одно из благих деяний, к которым побуждал верующих Пророк Ибраhим, мир ему. Пророк Мухаммад, мир ему, сказал об этом означающее: «Сунна (т.е. действия) вашего предка Пророка Ибраhима».

Известно и передано теологами четырех школ Ислама, что перед Праздничным Намазом Сунна сделать Гусль (с середины ночи до Праздничного Намаза), умаститься благовониями и одеть лучшую одежду. Имам Аш-Шафи‘ий сказал, означающее: «Кто оденет чистую одежду, тот будет пребывать в хорошем настроении, кто умастится благовониями, тот будет лучше мыслить». Известно, что Пророк Мухаммад, мир ему, одевал лучшую одежду в дни Праздников и в пятницу. Имам Аш-Шафи‘ий передал, что Пророк Мухаммад, мир ему, одевал на Праздник особый плащ, который был изготовлен в Йемене.

В день Праздника Курбан-Байрам чтение Такбира следует начинать после наступления времени Намаза «Ас-Субх».

Читают следующий текст Праздничного Такбира:

اَلله اَكْبَرْ اَلله اَكْبَرْ اَلله اَكْبَرْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَالله اَكْبَرْ الله اَكْبَرْ وَللهِ الْحَمْدُ
الله اكبر الله اكبر الله اكبر ألله اَكْبَرْ كَبِيرًا وَالْحَمْدُ للهِ كَثِيرًا وُسُبْحَانَ اللهِ بُكْرَةً وَأَصِيلاً

Читать Такбир можно до наступления времени Намаза «Аль-Магриб» 13 числа месяца Зуль-Хиджжа. Особенно желательно читать Такбир в эти дни после совершения обязательных Намазов.

Известно, что лучше идти на совершение Намаза и возвращаться после молитвы разными дорогами. ‘Абдуллаh Ибн ‘Умар передал, что Пророк Мухаммад, мир ему, пришел для совершения Намаза и вернулся домой разными путями.
Время Праздничного Намаза наступает после восхода солнца и длится до наступления времени Намаза «Аз-Зуhр», но Сунна совершать Праздничный Намаз, когда наступит время Намаза «Ад-Духа».

Перед началом Праздничного Намаза Азан и Икомат не читаются. Вместо этого муаззин призывает к коллективному Намазу.

Абу Дауд передал от ‘А`иши, что Пророк Мухаммад, мир ему, при чтении Праздничного Намаза во время Ураза-Байрам совершал Такбир семь раз в первом рак‘ате Праздничного Намаза и пять раз во втором».

Во время Праздничного Намаза «Курбан-Байрам» в первом рак‘ате Такбир совершается 7, а во втором — 9 раз.

Следует обратить внимание, что этот Праздничный Намаз – Сунна – по мазhабу имама Шафи’и, и уаджиб по мазhабу имама Абу Ханифа.

Начиная Праздничный Намаз делают намерение, произносят Такбир таким образом, как это делал Пророк Мухаммад, мир ему. Затем читается Сура «Аль-Фатиха», затем желательно читать Суру «Аль-‘Аля», затем продолжают по последовательности обычного Намаза, потом встав для совершения второго рака‘та, читают Такбир, затем – Суру «Аль-Фатиха», после Суру «Аль-Гашийя» или «Аль-Камар», затем продолжают по последовательности обычного Намаза.

Кто не успел совершить Праздничный Намаз, может прочитать как долг. Допускается чтение Праздничного Намаза индивидуально.

Известно, что праздничный Намаз стали читать в первый год после Переселения из Мекки в Медину.

Праздничную проповедь, читают после совершения Намаза. Как и пятничная, проповедь Праздника состоит из двух проповедей.
Рукны Праздничной проповеди следующие:
• чтение «Ас-Салят ‘алян- Набий»;
• призыв к богобоязненности в обеих проповедях;
• чтение Аята из Кур`ана в одной из Проповедей;
• чтение ду‘а` о благе для верующих;
• Сунна начинать чтение Проповеди произнесением Такбира.

Курбан является Сунной-му’аккада по мазhабу имама Шафи’и (Сунна, которую Пророк, мир ему, всегда совершал) для тех, кто имеет возможность, в независимости от того, находится мусульманин в Мекке, совершая Хадж, или за ее пределами. Анас ибн Малик, да благословит его Аллаh, принес в жертву двух баранов так же, как это делал Пророк Мухаммад, мир ему. О преимуществе Курбана передала словами Пророка Мухаммада, мир ему, жена Пророка ‘Аиша, да благословит ее Аллаh, означающее: «Совершайте Курбан, и чтобы каждый мусульманин был обращен грудью и лицом в сторону Ка’бы, и тогда этот Курбан будет вознаграждением в Судный День в его пользу. И нужно, чтобы это было от сердца – искренно».

Жертвоприношение совершается не раньше того, когда после наступления времени Праздничного Намаза пройдет время, достаточное для совершения 2-х рака’атов Намаза и прочтения двух проповедей. А если животное режут раньше, то этот Курбан не принимается.
Передали Имамы Муслим и Аль-Бухарий, что в день Курбана Пророк, мир ему, выступая после Намаза во время Праздничной проповеди, сказал, означающее: «Кто читал наш Намаз и выполнил ритуал (жертвоприношение), то он правильно выполнил нашу Сунну, а кто совершил ритуал до нашего Намаза, то этот Курбан не принимается, и тот пусть режет заново». Время для Курбана продолжается до захода солнца четвертого дня праздника.
Принимаются в качестве Курбана: овца (баран) – не моложе одного года; коза (козел) – не моложе двух лет; корова (бык) – старше двух лет; верблюд – старше пяти лет.
Мухаддис Джабир передал изречение Пророка Мухаммада, мир ему, означающее: «Режьте то животное, что старше по возрасту, а если это затруднительно, то режьте годовалого барана»

Не принимается Курбан, если животное имеет такие недостатки как отсутствие одного глаза или же имеет такую болезнь, которую видно снаружи (например хромота).

Желательно треть мяса отдать своей семье, треть подарить бедным и еще треть раздать в качестве милостыни тем, кому хотите. Для некоторых бедных семей это, возможно, единственное время в году, когда они могут покушать мясо.

В рассказе о Пророке Ибраhиме, мир ему, содержится особая мудрость. Размышляя над ним, верующие понимают, как важно быть богобоязненным в любой ситуации: в горе или радости, счастье или беде; насколько важно всегда сохранять искреннюю надежду на Аллаhа, быть готовым с честью встретить любые испытания и вызовы, которые имеют место в нашей жизни. Терпение — одно из величайших качеств благочестивых, сильных людей. Также в этом повествовании поучительный пример величия Пророков Аллаhа, которые терпели огромное множество трудностей и вызовов, но их сердца оставались непоколебимыми.