Четки, ас-Субхаh, ат-Тасбих

553286542555522211166787У многих есть четки (тасбих), которые они применяют для чтения Зикра (слов упоминания Аллаhа). Четки, которые мусульманин берет с собой, напоминают ему о чтении Зикра, восхвалении Аллаhа.Они используются для удобства счета при совершении Зикра, в дополнительных Намазах и так далее. Четки в Исламе, имеют свои названия — субхаh (араб. سبحة‎‎), мисбахаh (араб. مسبحة‎‎), тасбих (араб. تسبيح‎‎).

Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил означающее: «Воистину, из полезных вещей, которые напоминают о чтении Зикра – это субахh»

Арабское слово «Ас-Субхаh» (четки) с точки зрения религии и арабского языка образовано от слова «ат-Тасбих». Слово «ат-Тасбих» означает произнесение слов тасбиха (слов – سُبْحَانَ اللهِ — «Субхан Аллаh», которые являются словами восхваления Аллаhа и означают, что Аллаh превыше всех недостатков).
В словаре арабского языка Фируза Абади написано о том, что слова «Субхан Аллаh» означают, что Аллаhу не приписываются качества Его творений: иметь спутницу или ребенка.
Слово «ат-Тасбих» встречается в разных Аятах Кур`ана. Так, в 57 Аяте Суры «Аль-Фуркан» сказано, означающее: «Полагайся на Живого, Который не умирает и читай ат-Тасбих (слова Субхан Аллаh)»
Слова «Субхан Аллаh» означают, что Аллаh не имеет абсолютно никакого подобия, Он превыше всех недостатков, изъянов и пороков. Любые качества творений Аллаhа (сидение, тело, органы, образы и т.п.) – созданы (имеют начало своего существования) и не присущи Аллаhу, ибо Он Создатель и не нуждается во всем этом.
Слова восхваления Аллаhа и их названия Восхваления Аллаhа в Исламе бывают различными и имеют различные названия. Так, восхваление Аллаhа словами «Субхан Аллаh» («Аллаh превыше всех недостатков») называется «Ас-Сабхаляh», а произнесение слов «Аль-Хамду ли-Лляh» («Хвала Аллаhу») называется الْحَمْد للهِ («Аль-Хамдаляh»). Слова «Ля хауля уа ля кууата илля билляh» имеют название «Аль-Хаукаляh» (это означает, что нет ограждения от попадания в грех, если Аллаh не дарует этого, и нет сил для соблюдения обязанностей без Его помощи). Слова «Бисмлляhи Ар-Рахман Ар-Рахим («С Именем Аллаhа Милостивого для всех на этом Свете и Милостивого только для мусульман в жизни следующей») именуются «Аль-Басмаляh». Самые лучший Зикр – это слова لا إِلهَ إِلا اللهُ (Ля иляhа илляллаh). Как об этом сказал Пророк Мухьаммад, мир Ему, в Хадисе, означающем: «Лучшие слова, которые говорил я и все Пророки до меня это:

لا إِلهَ إِلا اللهُ

(«Нет бога, кроме Аллаhа»). Этот Зикр имеет название «Ат-Таhлиляh». И, наконец, слова اللهُ أكبرُ («Аллаhу Акбар») именуются «Ат-Такбираh». Слово «Астагфируллаh» тоже считается Зикром и называется «Истигфар». Слова истигфара могут быть разными, например: «Рабби-гфирли», «Гуфранака Аллаhумма», «Аллаhумма-гфирли».
Аллаh Всевышний повелел мусульманам читать Зикр и Дуа’ в надежде получить милость, награду и прощение.

0_50155_9c972994_L3GfkVf9WeNk 202 56546384389393903 article-1309385-0B0DB827000005DC-145_470x423
Тасбих с использованием четок не является нововведением (бид‘а), потому что у него есть основа — известно, что многие сподвижники использовали камешки или косточки фиников и др. подобные предметы для совершения Зикра.

Имам Ан-Науауий в своей книге «Аль-Азкар» привел Хадис, в котором Пророк Мухаммад, мир Ему, рекомендовал читать Зикр, используя для счета фаланги пальцев, так как они будут свидетельствовать в Судный День.

Посланник Аллаhа, обращаясь к собравшимся вместе женщинам, сказал:

عَلَيْكُنَّ بِالتَّسْبِيحِ وَالتَّهْلِيلِ وَالتَّقْدِيسِ وَعَقِّدْنَ عَلَيْهَا الأَنَامِلَ

فَإِنَّهُنَّ مَسْؤُلاتٌ وَمُسْتَنْطَقَاتٌ

Это означает: «Читайте тасбих, таhлиль и такдис и считайте это пальцами. Воистину, в Конце Света они будут спрошены и будут держать ответ за свои поступки».

Аллаh Всевышний в Конце Света даст пальцам возможность говорить, как в этом мире Он дал возможность говорить языку, также Он создает возможность говорить и пальцам.

Отсюда следует, что разрешено и даже рекомендуется использовать что-либо для облегчения счёта при чтении Зикра. Теолог Ибн ‘Алян, комментируя Хадис из книги имама Ан-Науауий, сказал: «Поэтому люди для поклонения Аллаhу используют четки». А другой теолог Ибн Хаджар, комментируя этот Хадис, сказал: «Из этого повеления ясно, что дозволено использовать четки».

В  Хадисе, переданном женой Пророка Сафийей, говорится о том, что она упоминала Аллаhа, используя семена и камешки. И Посланник Аллаhа, мир Ему, не возражал против этого. А использование камешков или семян, связанных между собой, облегчает подсчёт.
Ибн Са‘д в книге «Табакат» писал, что Фатима дочь Хусейна сына ‘Али ибн Абу Талиба восхваляла Аллаhа, отсчитывая при этом узелки на веревке.
Абу hурайра, который передал множество Хадисов, использовал нитку с двумя тысячами узелков для чтения Зикра, используя ее шесть раз. Ну’айм ибн аль-Мухаррар ибн Аби hурайра передал, что у его деда Абу hурайры была нитка, на которой было две тысячи узелков, и что он не ложился спать, пока не совершит ею поминание. Это рассказал ‘Абдуллаh сын имама Ахмада в книге «Заваид аз-зухд», а также и Абу Ну’айм в «Аль-хилья».

Все вышеперечисленные люди были близки к Посланнику Аллаhа: Сафийя – Его супруга, Фатима – правнучка, Абу hурайра – его ближайший сподвижник, который был достоверным передатчиком Xадисов. Поэтому использование четок для чтения Зикра является разрешенным и одобренным в Исламе.

Рассказывают один случай, который произошел с Абу Муслимом Аль-Хауляний, который жил в Йемене и был современником Пророка Мухаммада, мир Ему, но не встречался с Ним лично. Во время правления Халифа ‘Умара он приехал в Медину. Этот благочестивый человек встречался с Халифом. Однажды, читая Зикр, используя при этом субхат, он уснул. Субхат сам по себе стал двигаться в его руках и повторять:

« سُبْحَانَكَ يَا مُنْبِتَ النَّبَاتِ وَيَا دَائِمَ الثَّبَاتِ »

Это означает: «Аллаh превыше всех недостатков, Он создает изменяющиеся создания, а Сам Аллаh вечен и не изменяется».
Он проснулся, увидел это и позвал свою жену: «О, Умм Муслим! Подойди сюда и посмотри на эти очень удивительные вещи». Когда женщина подошла, субхат прекратил произносить Зикр. Эта история приводится как пример того, что говорить может не только язык.
Аль-Касим ибн ‘Абдуррахман сказал: «У Абу ад-Дарда были косточки фиников, которые он носил в сумочке. Когда он совершал утреннюю молитву, он начинал поминать Аллаhа, вытаскивая из сумки по одной косточке до тех пор, пока они не заканчивались». Хадис передал Ахмад.

Из этих действий теологи сделали вывод, что использовать четки разрешено.
Те, которые запрещают использование четок не имеют никаких доказательств о запрете их использования, поскольку Пророк, мир Ему, не запретил это. Однако Посланник Аллаhа, мир Ему, учил, что читать тасбих используя для подсчета пальцы лучше.

Как четки влияют на здоровье организма

Врачи говорят:

«Четки оказывают положительное действие на физическое и эмоциональное здоровье человека, который их использует. Поскольку перебирание бусин в четках способствует избавлению от неврозов, бессонницы и депрессии. Дело в том, что каждый участок кожи, каждый внутренний орган снабжены нервами. На концах пальцев у нас находятся особенные нервные окончания, которые по словам врачей намного чувствительнее, чем, например, нервные окончания на коже живота или бедер. На кончиках пальцев расположены нервные окончания,  которые связаны с мозговыми центрами. Поэтому массаж и стимуляция пальцев влияет на  участки мозга, которые отвечают за развитие таких процессов, как мышление, память, внимание, восприятие. Перебирая зерна четок разными пальцами, можно влиять как на весь организм в целом, так и на отдельные стороны его стороны, а также эмоциональное состояние.

Также четки являются отличным средством для восстановления работы пальцев после их травм и хирургических вмешательств и при их скованности из-за артритов фаланг. Регулярное  использование четок хорошо влияет и на суставы людей, больных артритом. Поэтому использовать четки можно тем, кто может быть подвержен этому заболеванию в силу выбранной профессиональной деятельности. Например, офисным работникам, которые проводят за клавиатурой по нескольку часов в день, а также портным, парикмахерам и массажистам».

Четки также могут использоваться для концентрации внимания при заучивании нужной информации (Сур из Кур’ана, ду’а и т.д.). При перекладывании каждой бусины можно повторять тот или иной фрагмент информации.

76754646466 fatouran06 il_570xN.610761764_58zu 10044_1b 10052_1b 10293_1b 10604_1b 10622_1b

9715_1b 10582_1b 10588_1b rosary1 OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Из чего и как делают четки

На сегодняшний день четки делают из бусин, в которых есть отверстия. Наиболее распространены четки, количество бусин которых, как правило, определенное: это тридцать три или девяносто девять. Но существуют четки, в которых тысяча и больше бусин. Такие четки больше известны под названием «Мисбахату Ад-Дарауиш» («Четки дервишей (суфиев)) или «Субхату сахиби Ат-Тарикаh» («Четки обладателей Тариката»).

Составные части четок просты: непосредственно бусины, шнурок (или крепкая нить), на который нанизываются бусины, разделения между ними, бусина и хохолок или кисточка, находящиеся в том месте где, соединяются концы веревки.

Мастера производства четок выделяют важные аспекты при их разработке. Так, важна их легкость и эластичность бусин при движении пальцами. Последнее достигается путем оставления подходящего расстояния между бусами. Также немаловажная особенность – это прочность нити. Следующий важный аспект для мастера – достичь баланса между размером бусин и их веса, а также соотношение между размером и длиной четок. К сожалению, в наши дни не все придерживаются определенных параметров при изготовлении четок.

Производство четок проходит в несколько этапов. В наше время фабрики производят тысячи четок. Перечислим этапы производства.
1. Выбор камней и материалов, а также выбор их цветов и видов.
2. Нарезка и просверливание.
3. Промывка, а затем работа токаря.
4. Полировка и соединение всех частей четок.
5. Инкрустация и украшение четок.
Материалы четок достаточно многообразны.

9950_2b

10040_1b 10474_1b 10615_1b

Это косточки фиников, ракушек, семена кукурузы или прочные семена других растений, косточки от фруктов (абрикоса или сливы), стекло, нить связанная в узелки. Пользуются особым спросом четки из камней: бирюзы, рубина, янтаря, сердолика, жемчуга, коралла, кристаллов. Существуют четки из изумруда, алмаза, циркона, топаза, кошачьего глаза, лазурита, тигрового глаза, малахита, гранита и многих других минералов.

9995_1b

7995_3b 8374_2b
Встречаются четки из серебра и золота, однако их нельзя использовать, так как ученые говорили о том, что такие четки подобны посуде из серебра и золота.

10482_1b 10483_1bВыделяют четки, сделанные из дорогих деревьев: сандалового, рисового, дерева ‘уд.

10037_1b 10391_1bВ наши дни четки делают много разнообразных по стоимости и красоте четок, их делают даже в цветах флагов различных государств, однако не стоит забывать для чего они нужны мусульманину.

il_340x270.551092886_q9sr il_570xN.583804503_mt6a il_570xN.610884845_8ygh il_570xN.634482552_6qjv muslim-rosary-beads_1085073725tablet_shape_beads_7

В заключение хочется напомнить, хоть и чтение Зикра с использованием четок не запрещено, но лучше считать количество произнесенного Зикра пальцами руки. Пророк Мухаммад, мир Ему, считал слова с помощью пальцев правой руки. Но независимо от того, использует ли человек четки, восхваляя Аллаhа, или читает слова Зикра пальцами, самым важным является то, чтобы такой Зикр был принят Аллаhом. Мусульманин, читающий Зикр, должен быть искренен. Это доброе деяние совершается ради Аллаhа, а не ради похвалы людей, не ради демонстрации четок и тому подобного. Встречаются люди, которые относят себя к суфиям и носят с собой четки для того, чтобы люди думали, что они благочестивы и богобоязненны. Такие люди будут наказаны в жизни следующей, если не покаются. Пусть каждый задумается над своими деяниями, словами и намерениями.