О благодарности

Благодарность бывает разной: обязательная и желательная благодарность Создателю. Благодарить можно так же и рабов Аллаhа. А также благодарность бывает такой, которая сопутствует человеку на пути в Рай, и такой, которая становится причиной грехов, таких как лицемерие, самодовольство, высокомерие и так далее.
Согласно определению, приведенном в различных толковых словарях, русское слово «благодарность» имеет такие значения:
1. Чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание.
2. Слова, выражающие эти чувства при разговоре.
3. Официальное выражение высокой оценки чьего-нибудь труда, действий, не связанных на прямую с тем человеком, который ее выражает.

Согласно справочной информации «благодарный человек» это тот, кто чувствует или выражает благодарность. В переносном значении «благодарный человек» - это тот, кто приносит хорошие результаты, оправдывает затрачиваемые силы, средства.

В соответствии с Шари’атом выделяется 2 вида благодарности:

1) Обязательная благодарность – это благодарность Аллаhу за ниспосланные Им блага, которая должна выражаться в том, чтобы не использовать эти блага для совершения греха. То есть, например, наши руки, которые у нас сеть, наши ноги, наши глаза, уши и так далее мы обязаны беречь от греха. И мы не имеем права использовать вобще все, что у нас есть для совершения любого греха. Так же выражая благодарность Создателю мы должны в полной мере, то есть так как положено выполнять все свои обязанности.

2) Желательная благодарность Создателю, которая выражается по средствам произнесения слов восхваления Создателя, например: «Альхамдулиллаh», или «слава Богу»,  и так далее. У разных народов есть выражения подобного значения – все они подходят для выражения благодарности Создателю, если не противоречат Шари’ату.
Так же выражать благодарность Аллаhу можно разными видами проявления покорности: совершением Саджда (например, «Саджда Аш-Шукр»), дополнительных Намазов, соблюдением Сунна-Поста, раздачей милостыни нуждающимся, чтением Кур′ана или Маулида искренне ради Аллаhа Всевышнего.

Выражать благодарность Создателю можно просто поддерживая в добре и порядке те места, в которых люди Ему поклоняются (Мечети, молельные помещения). Да именно в поддержании порядка и чистоты в Мечети, искренне ради Аллаhа, может быть проявление благодарности. А так же проявлять благодарность можно объединяясь, ради Аллаh, для совершения добрых дел. А так же, поддерживая ради Аллаhа тех, кто трудится и старается распространять истину.

Понятие благодарности тесно связано с понятием терпения. Человек должен быть спокойным, когда исчезают привычные для него блага, или когда какие-либо блага получает кто-то кроме него, и быть благодарным Аллаhу за те блага, которые Аллаh уже даровал, которые у этого человека по Воле Бога уже были или есть.

Многие люди не привыкли замечать (различать, распознавать) те блага которые у них есть: руки, которыми они готовят пищу, шьют, на которые берут ребенка, которые они наряжают в красивые украшения; глаза, которыми они смотрят на дорогих и близких людей, отличают ясный солнечный день от темной звездной ночи, которые открываются встречая каждый новый день; уши, при помощи которых они слышат добрые приятные слова, уроки по Религии; ноги, при помощи которых они добираются туда, куда им необходимо и многое другое.

Некоторые люди не замечают даже то, что они дышат, а ведь каждый вдох и каждый выдох, каждый удар нашего сердца – это дар от Аллаhа и благодаря Аллаhу мы все еще сейчас живы.

Имам Абу ‘Абдуллаh ибн Хафиф сказал означающее: «Довольство – это значит оставлять желание добиться того, что неосуществимо и ограничиваться тем, что дано Аллаhом».

Имам Мухаммад Ибн ‘Али Ат-Тирмизий сказал означающее: «Аль-Кана‘ат – это значит довольствоваться той долей, которая предопределена Богом».

Имам Аль-Джунайд рассказал, что когда ему было семь лет, он играл рядом с Ас-Сарий, у которого были люди. Когда они говорили о благодарности Аллаhу, Ас-Сарий спросил его: «О, юноша! Что такое благодарность?», тогда он (Джунайд) ответил, что благодарность Аллаhу – это значит не грешить, используя блага, данные Аллаhом. Ас-Сарий подтвердил, что благодарность – это значит не использовать что-либо из благ, данных Аллаhом в совершении нарушений Его повелений».

Имам Зун-нун Аль-Мысрий сказал означающее: «Существует три признака людей с крепкой Верой: они мало общаются с людьми (с теми, кто не помогает развиваться в духовном плане), они не расхваливают за подарки и не ругают тех, кто ничего им не дарит».

Лучшая из видов благодарности — это такая, которая принесет пользу человеку не только в этой жизни, но на Том Свете, например: привести кого-то на религиозный урок, поддержать человека при совершении им благих дел искренне ради Аллаhа, указать путь получения еще больших вознаграждений, не оставлять человека когда его настигли трудности, читать мусульманину Ду’а о благе в обоих мирах.

С давних времен мудрецы советовали делать благие дела искренне ради Аллаhа, и после их совершения благодарить Создателя и забывать о том, что они сделали. У некоторых народов даже есть похожие по значению поговорки: «делай добрые дела как будто бросаешь камни в море», то есть таким образом человек не ждет ответа от людей, не расстраивается, никого не обвиняет. А за добрые дела, сделанные искренне ради Аллаhа, для мусульманина есть ответ на Том Свете и за некоторые добрые дела уже на этом.

Человек, который не ждет похвал, не ждет благодарности за благо, которое он сделал кому бы то ни было. Такой человек оберегает себя от многих грехов, таких как рия, высокомерие, уджб.

Возможность понять ценность совершения благих дел, а так же возможность благодарить — созданы Аллаhом.

Благодарный раб Аллаhа не использует ни одну из своих частей тела для совершения греха. Благодарный раб Аллаhа рад тому, что Аллаh даровал ему столько много возможностей для получения блага на Том Свете.

Пусть каждый задумается о своих намерениях и пусть каждый выражает благодарность Создателю за то, что он уже приобрел, и за то, что приобретает каждое мгновение его жизни, ведь все что у нас есть — даровано Аллаhом.