Для чего человеку разум

news-p1VSN5RY5QРабота разума состоит в том, чтобы отличать  чистое от грязного, светлое от темного, истину от заблуждений, добро от зла, явное от абсурдного, хорошее от плохого.

Если бы не было разницы между правильными и неправильными убеждениями, то разум человеку не был бы нужен.

Аллаh создал разумных существ: ангелов, джинов и людей. Ангелы – это почетные создания Бога, наделенные разумом. Они созданы из света, но сами не являются светом, и они никогда не нарушают повелений Аллаhа. Джины — это разумные существа, созданные из верхней части пламени, но сами им не являются. Джины бывают верующие и неверующие (шайтаны). Люди — разумные существа, созданные из земли (из земли разного вида), но сами не являются землей.

Многие теологи Ислама назвали присутствие разума (то есть когда человек не является сумасшедшим) одним из условий того, что человек будет отвечать за свои деяния в Судный День.

Аллаhом человеку дарован разум, с помощью которого человек может размышлять и принимать решения,  приходить к выводу самостоятельно, без помощи других людей. Наблюдая за окружающим миром, размышляя над тем, откуда появился он сам и все остальное, человек должен придти к пониманию, что есть Создатель всего этого, Который не похож на Свои создания. Поэтому мы должны свою Веру соотносить с разумом, а значит принимать доводы разума, подтверждающие основы Вероучения Ислама, знания того, что передал нам от Всевышнего Бога Пророк Мухаммад, мир ему.

А тот, кто утверждает, что неважно, какие у человека убеждения, тем самым отрицает ценность разума. Такой человек ставит самого себя наравне с животными, то есть такой человек приравнивает себя к существам, которые руководствуются лишь чувствами и инстинктами. Наличие же у человека разума обязывает его делать выбор, за который он несет ответственность.

Аллаh Всевышний сказал в Священном Кур`ане (Сура «Аль-Бакара», Аят 197):

وَتَزَوَّدُوا فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى وَاتَّقُونِ يَا أُوْلِي الأَلْبَابِ

Это означает: «Запасайтесь же (для следующей, вечной жизни), ибо лучший запас – это благочестие. Будьте богобоязненными, о, обладающие разумом!».

Пророк Мухаммад, мир ему, сказал:

«الْكَيِّسُ مَنْ دَانَ نَفْسَهُ، وَعَمِلَ لِمَا بَعْدَ الْمَوْتِ، وَالْعَاجِزُ مَنْ أَتْبَعَ نَفْسَهُ هَوَاهَا، وَتَمَنَّى عَلَى اللَّهِ»

Это означает: «Разумный тот, кто управляет своими желаниями и работает для того, чтобы быть счастливым в следующей жизни после смерти. А слабый тот, кто следует на поводу своих низменных желаний и страстей, совершая грехи и при этом возлагая надежду на милость Творца».