Салауат и восхваления Пророку

864466«Кто прочтет Салауат один раз, тому Аллаh воздает десятикратным вознаграждением, а кто прочтет Салауат десять раз, тому воздаться стократно».


Теолог Таhа ‘Умар ибн Таhа ‘Умар Аль-Хадрамий
Аш-Шафи‘ий, который жил в XI столетии по hиджре, в своей книге «Аль-Маджму‘а ли-маhаммат аль-маса`иль миналь-фуру‘» («Сборник важных вопросов законоведения Ислама») написал:

«وَقَالَ عَبْدُ اللهِ بْنُ عُمَرَ: مَنْ قَالَ فِي تَشَهُّدِهِ اللَّهُمَّ صَلِّي بِالْيَاءِ لَمْ يَجُزْهُ وَلَوْ جَاهِلاً أَوْ نَاسِيًا بَلِ الْعَامِدُ الْعَالِمُ بِالْعَرَبِيَّةِ يَكْفُرُ بِهِ لأَنَّهُ خِطَابُ مُؤَنَّثٍ»

Это означает: «‘Абдуллаh ибн ‘Умар сказал, что если кто-то при чтении «Ташаhhуда» говорит «Аллаhумма салли-и», то это произнесение не будет принято Аллаhом, даже если он не знал об этом или же забыл. Если же он, зная значение слов на арабском языке, сознательно произнес так, то впадает в куфр (неверие), так как он обращается к Аллаhу Всевышнему словно к лицу женского рода».
Уделять внимание правильному чтению и произнесению букв – один из важных вопросов.
Дошла история, случившаяся во времена правления Второго халифа ‘Умара. Однажды два человека стреляли из лука. Один из них попал в цель, а другой промахнулся. Проигравший сказал:
«أسبت» вместо слова «أصبت» («попал»). Халиф ‘Умар, слышавший это, сказал ему:
«خَطَأُكَ فِي كَلامِكَ أَشَدُّ مِنْ خَطَئِكَ فِي الرِّمَايَةِ»
«Твоя ошибка в речи хуже твоей ошибки в стрельбе».
Халиф ‘Умар посчитал уместным указать на ошибочное произношение в словах, не имеющих отношения к религии. Если ошибка даже в нерелигиозном вопросе вызвала нарекание со стороны теолога, то как, в таком случае, нам следует относиться к аналогичному нарушению в речи, связанной с религией, к примеру, при неправильном произнесении слов Салауата?
О пользе чтения Салауата существует много разных Хадисов, в их числе – Хадисы-сахих  (Хадисы  достоверные по степени передачи) и да‘иф (Хадисы слабые по степени передачи).

. Приведем один из Хадисов-сахих. Пророк, мир ему, сказал:

قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَنْ صَلَّى عَلَيَّ مَرَّةً صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ بِهَا عَشْرًا، وَمَنْ صَلَّى عَلَيَّ عَشْرًا صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ بِهَا مِائَةً

Это означает: «Кто прочтет Салауат один раз, тому Аллаh воздает десятикратным вознаграждением, а кто прочтет Салауат десять раз, тому воздаться стократно».
В другом Хадисе, переданном Абу Даудом и Ан-Наса`ий, Пророк, мир ему, сказал:

إِنَّ مِنْ أَفْضَلِ أَيَّامِكُمْ يَوْمَ الْجُمُعَةِ فَأَكْثِرُوا عَلَيَّ مِنَ الصَّلاةِ فِيهِ، فَإِنَّ صَلاتَكَمْ مَعْرُوضَةٌ عَلَيَّ رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَالنَّسَائِيُّ وَغَيْرُهُمَا

Это означает: «Наилучший ваш день недели – пятница. Старайтесь в этот день больше читать Салауат. Воистину, ваши Салауаты будут переданы мне».
Также Абу Дауд передал, что Пророк, мир ему, сказал:

مَنْ سَرَّهُ أَنْ يَكْتَالَ بِالْمِكْيَالِ الأَوْفَى إِذَا صَلَّى عَلَيْنَا أَهْلَ الْبَيْتِ فَلْيَقُلْ: اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ النَّبِيِّ وَأَزْوَاجِهِ أُمَّهَاتِ الْمُؤْمِنِينَ وَذُرِّيَتِهِ وَأَهْلِ بَيْتِهِ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى ءَالِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ

Это означает: «Кто хочет быть радостным на Том Свете, а также хочет иметь большое вознаграждение, пусть читает Салауат Пророку Мухаммаду и его семейству с такими словами: (значение этого Салауата:) «О Аллаh! Даруй наилучшее почтение Мухаммаду – нашему Пророку, мир ему, его женам – матерям верующих, также – его потомкам, как даровал это Пророку Ибраhиму и его семейству. Воистину, Ты – Восхваляемый, и нет никого равного Тебе в Твоем Величии».

Передали Ас-Сахауий и другие теологи, что Пророк сказал:

قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:  مَنْ صَلَّى عَلَيَّ عَصْرَ يَوْمِ الْجُمُعَةِ ثَمَانِينَ مَرَّةً غَفَرَ اللهُ لَهُ ذُنُوبَ ثَمَانِينَ عَامًا

Это означает: «Кто читает для меня Салауат 80 раз в пятницу во время «Аль-‘Аср» (время, в течение которого можно совершать Намаз «Аль-‘Аср» — «Предвечерний Намаз») , тому Аллаh прощает грехи, совершенные за 80 лет».

Воистину, восхваление мусульманином Пророка Мухаммада, мир ему, в уединении, а также коллективно, является благим делом, которое принимается Аллаhом. Это деяние не является плохим новшеством, как это утверждают ваххабиты.
Подтверждается двумя достоверными Хадисами, что коллективное восхваление Посланника Аллаhа, мир ему, одобрено Шари‘атом. Один из этих Хадисов передан имамом Ахмадом ибн Ханбалем в его книге «Муснад». В нем рассказывается, что эфиопы, находясь в мечети Пророка, мир Ему, читали восхваление на своем языке. Пророк, слышавший это чтение, спросил о значении их слов? Они отвечали, что эти слова означают: «Воистину, Мухаммад – благочестивый раб Аллаhа». И Пророк, мир Ему, одобрил это деяние.
В книге «Муснад Аль-Баззар» сказано, что эфиопы читали Салауат, сопровождая свое чтение танцем: «Абуль-Гасим тоййиб», означающее: «Абуль-Гасим – благочестив». Пророк, мир ему, был очевидцем такого чтения и не запретил его, и не высказался против коллективного его совершения. Несомненно, восхваление Пророка, мир ему, – один из видов ‘ибады (поклонения Аллаhу).

А что касается восхваления Пророка в одиночестве, то приведем Хадис, зафиксированный у Аль-Хафиза ибн Хаджара, Аль-Хафиза Ас-Суютый и других ученых:

العَبَّاسُ بْنُ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ عَمِّ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: إِنِّي امْتَدَحْتُكَ بِأَبْيَاتٍ, فَقَالَ رَسُولُ اللهِ لِعَمِّهِ:  قُلْهَا لا يَفْضُضِ اللهُ فَاكَ

В этом Хадисе говорится о том, что Аль-‘Аббас ибн ‘Абдуль-Мутталиб сказал Пророку, мир ему, означающее: «О Посланник Аллаhа! Я восхваляю Тебя стихами». Пророк, мир ему, сказал: «Прочти их», и после обратился к Богу с ду‘а (мольбой) о наилучшем для своего дяди. Из данного рассказа следует, что Пророк, мир ему, одобрил деяние Аль-‘Аббаса ибн ‘Абдуль-Мутталиба, восхвалявшего его.

Ибн Маджаh передал от Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаhа, направляясь в Медину, встретил девушек, которые пели, сопровождая свое пение ударами в бубен:

قَالَتْ : نَحْنُ جَوَارٍ مِنْ بَنِي النَّجَّارِ يَا حَبَّذَا مُحَمَّدٌ مِنْ جَارِ فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:  اللهُ يَعْلَمُ إِنِّي لأُحِبُّكُنَّ

Это означает: «Мы, девушки из племени Ан-Наджар, радуемся тому, что Посланник Аллаhа Мухаммад, мир ему, – наш сосед». Пророк, мир ему, ответил им: «Аллаh знает, как я вас люблю».

Аль-Хафиз Аль-Бусырий – теолог, передавший данный Хадис, сказал: «Подтверждаю правильность цепочки передач этого изречения: все люди в ней правдивы и достоверны». Это доказательство того, что дозволено использовать бубен при совершении восхваления Посланника Аллаhа, мир ему. Это – истина; все мусульмане со времен Посланника Аллаhа, мир ему, и до нашего времени, придерживались этого воззрения.  Сказано в Священном Кур’ане, Аяте 157 Суры 7 «Аль-А‘раф» :

﴿ فَالَّذِينَ ءَامَنُوا بِهِ وَعَزَّرُوهُ ﴾

Это означает: «Те, которые веровали в Пророка, мир ему, восхваляли и возвеличивали его». Но ваххабиты отрицают истину. Если бы они задумались над значением приведенного выше Аята, то поняли бы свою ошибку.
Ведь Этот Аят доказывает, что разрешено восхвалять и возвеличивать Пророка, мир ему.

Аллаh Всевышний в Священном Кур`ане возвеличил Своего Посланника, мир ему, в Суре 68 «Аль-Калям», Аят 4:

﴿ وَإِنَّكَ لَعَلَى خُلُقٍ عَظِيمٍ ﴾

Это означает: «Воистину, у тебя – высочайшая нравственность и прекраснейшая культура».

Некоторые люди видели во сне благочестивого человека, который был известен тем, что восхвалял Аллаhа и произносил слова Зикра в стихах. Его спрашивали, почему он не читал стихи, восхваляющие нашего Пророка, мир ему. Он ответил: «Я вижу, что как бы мы ни старались, любые наши восхваления будут недостаточны, поскольку Сам Аллаh восхваляет Пророка в Своем Небесном Послании. Разве мы в состоянии сделать это лучше?»