hиджра

Воистину,  hиджра (Переселение) – знаменательное событие истории – несет в себе память о тех великих днях, его событиях, сущности и мудрости.Переселение Пророка, мир ему, явилось одной из важных страниц Исламской истории. Каждый раз, вспоминая о нем, мы задумываемся о его уроках: о проявленных мусульманами терпении, стойкости и самоотверженности ради одной цели — нести добро своим современникам и будущим поколениям людей.

Именно событие «hиджра» (переселение Пророка Мухаммада, мир ему, вместе со сподвижниками из города Мекки в город Медину) было взято за отправную точку мусульманского летоисчисления.
hиджра явилась одним из поворотных событий за всю историю Ислама на земле. Переселение мусульман из Мекки бало повелено Создателем, и мусульмане, следующие этому Повелению, имели благородную цель построения нового государства мусульман во имя распространения среди людей религии покорности Единому Богу – Ислама.

Сказал Аллаh Всевышний (Сура «Ат—Тауба», Аят 40), означающее: «Хотя вы, жители Мекки, и не поддержали Мухаммада, мир ему, но Аллаh поддерживает его. И вывели Пророка из Мекки, и когда Он со своим сподвижником (Абу Бакром) был в пещере, то сказал ему: «Не печалься, Аллаh — с нами (т. е. Аллаh поддерживает нас)».

Пророк Мухаммад, мир ему, в начале ниспослания Откровения получил Повеление возвещать людям о Вере, распространять Ислам и предостерегать их от неверия, не прибегая к военным методам. Пророк, мир ему, призывал к Вере, не скрываясь. Когда арабы-язычники из разных мест и племен собирались возле Ка‘бы, Пророк, мир ему, призывал их к Вере следующими словами, что означает: «О люди! Уверуйте и признайте, что нет божества кроме Аллаhа и что Мухаммад – Его Посланник».

Как известно, Посланник Аллаhа начал свой Призыв к Исламу в Мекке, и на него откликнулись и приняли Ислам часть ее жителей, а также приезжавшие сюда жители Медины, еще до того, как он переселился в этот город.

Сказано в Священном Кур`ане (Сура «Аль-Ар‘аф», Аят 199), что означает: «Призывай к соблюдению Шари‘ата и отстранись от (не обращай внимания на) невежественных».

Пророк, мир Ему, призывал людей к справедливости, к добрым взаимоотношениям и благородному поведению и запрещал им угнетение, плохие поступки. За ним последовали Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али, Биляль и другие, но большинство людей остались в неверии. Неуверовавшие стали причинять вред Пророку и Его сподвижникам. Этот гнет усиливался. Некоторые сподвижники по приказу Пророка Мухаммада, мир ему, с целью распространения Ислама переселились в Эфиопию. Их было около восьмидесяти человек, среди них – ‘Усман ибн ‘Аффан и Джа‘афар ибн Абу Толиб. Известно, что в результате их призыва правитель Эфиопии Асхама Ан-Наджаший принял Ислам и стал праведным мусульманином.

Однажды, когда в очередной раз язычники собрались вокруг Ка‘бы, Пророк, мир ему, как и прежде, стал призывать собравшихся к Исламу, и на его призыв отозвались люди из племен Аль-Аус и Аль-Хазрадж из местности Ясриб (будущий город Медина), — по Воле Аллаhа они приняли Ислам. В следующем году численность мусульман из Ясриба стала больше, и когда они покидали Мекку, Пророк, мир ему, отправил с ними Ибн Умм Мактума и Мус‘аб ибн ‘Умайра, которые стали учить мусульман в Ясрибе Исламу и чтению Кур`ана. Когда количество поддерживающих Пророка, мир ему, в Ясрибе увеличилось, Аллаh повелел ему и сподвижникам переселится туда. Это произошло через 13 лет после того, как Пророку было ниспослано первое Откровение.

Мусульмане начали уезжать из Мекки целыми группами. Когда язычники заметили это, то испугались, что в результате этого переселения мусульмане сумеют набрать силу и одержать в будущем победу над ними. И тогда они задумали убить Пророка, мир ему. Для осуществления этого были выбраны крепкие юноши из разных племен, каждому из них вложили в руки меч и велели ожидать Пророка у дверей его дома, чтобы вонзить в него мечи одновременно, — и тогда, как замышляли язычники, никто из родственников Пророка не сможет отомстить за него.

Аллаh Всевышний дал знать Пророку, мир ему, о том, что его хотят убить. Ангел Джибраиль велел Посланнику не ложился в свою постель той ночью, и передал ему от Аллаhа разрешение переселяться в Ясриб. Пророк Мухаммад, мир ему, велел своему двоюродному брату ‘Али ибн Абу Толибу лечь этой ночью на его кровать, а также раздать доверенные ему на сохранение вещи их хозяевам.

Когда настала ночь, юноши-язычники подошли к дому Пророка, мир ему, и встали у его дверей. Пророк Мухаммад, мир ему, вышел из дома и насыпал язычникам горсть земли на голову, читая при этом Суру «Ясин» от начала до 9-го Аята, который означает: «Аллаh создал перед ними преграду и позади них преграду, и они перестали видеть».
Песок, попав в глаза неверующих, по Воле и Могуществу Всевышнего ослепил их, и они не заметили, как Пророк покинул свой дом. Мусульмане Медины с большим радушием приняли Посланника Всевышнего и переселившихся вместе с Ним сподвижников и помогли им в обустройстве на новом месте. Пророк Мухаммад, мир ему, укрепил братские отношения между переселившимися и жителями Медины, которых он назвал ансарами («поддержавшими»), т. к. они поддержали Веру, ниспосланную Богом. В Медине была построена Пророком, мир ему, почетная мечеть.

В результате hиджры был прекращен длительный конфликт между мединскими племенами Аль-Аус и Аль-Хазрадж, и мусульмане города стали единым целым, которое не разделяет ни скупость, ни мирские интересы, ни зависть, ни злоба.
Аллаh даровал Своему Пророку, мир ему, обещанную Им победу: спасение от язычников Мекки, укрепление в Медине и накопление сил для дальнейшего распространения Призыва к Вере.

Сказал Аллаh Всевышний (Сура «Гафир», Аят 51), что означает: «Аллаh дарует Своим Посланникам и Их последователям одерживать верх над врагами на этом Свете, и на Том Свете Посланники и Их последователи будут пребывать в вечном благоденствии».

hиджра, осуществленная нашим Пророком, мир ему, была подчинением Повелению Аллаhа – покинуть родной город и поселиться в Медине. Ни в коем случае hиджра Пророка Мухаммада, мир ему, не было бегством от вреда и преследований язычников. Это не было отчаянием из-за сложившейся тяжелой ситуации и не было связано с любовью к славе и положению в обществе или стремлением к власти.

Известно о том, что однажды к Пророку Мухаммаду, мир ему, в Мекке пришли самые почетные в городе люди — вожди арабских племен, и сказали Ему: «Если хочешь, вместо того, чтобы распространять и призывать к тому, с чем ты пришёл, мы дадим тебе имущество. Мы соберем его для тебя из всего нашего имущества столько, что ты станешь самым богатым. А если ты хочешь власти — то мы дадим тебе власть». Но величайший Пророк превыше и почетнее того, чтобы его желания и стремления были связаны с этой жизнью, с положением в обществе и властью. Пророк Мухаммад, мир ему, говорил своему дяде Абу Толибу, когда тот пришел к нему просить прекратить противостоять язычникам и тому, чему они поклонялись: «Клянусь Аллаhом, о дядя, даже если бы вы дали мне солнце в правую руку, а луну — в левую с тем, чтобы я оставил это дело, я все равно не оставлю его до тех пор, пока Аллаh не даст мне полную победу или я умру!»

Воистину hиджра не была совершена для того, чтобы добиться спокойствия, отдыха или наслаждения, так как Пророк Мухаммад, мир ему, твердо знал, что его миссия является истинным Призывом и правдивым посланием, которое необходимо было выполнить именно так, как приказал Аллаh Всевышний. Переселение произошло ради Аллаhа и по Его повелению для восстановления истины и торжества справедливости, а также для объединения верующих в государство для распространения истинных знаний о единобожии во всех уголках Аравийского полуострова и во всех уголках мира.

Несомненно каждый из нас должен придерживаться Единобожия, знаний, которые являются самыми главными и почетными среди других, до конца своих дней. Именно эти знания и убеждения объединяют всех мусульман. Пророк Мухаммад, мир ему, распространял Веру для того, чтобы люди приняли сердцем и признали Единого Создателя, и то, что Мухаммад, мир ему, — последний из Божьих Пророков и продолжатель Веры всех предшествующих Пророков.

Нам следует всегда помнить о том, что сказал Аллаh Всевышний о последователях Пророка Мухаммада, мир Ему, в Суре «Аль ‘Имран», Аят 110 означающее: «Вы – наилучшая община, которая призывает людей к добру и запрещает совершение зла, и вы являетесь верующими».