Покаяние

61c9b43d6fe4bba587419564f17c1711Из обязанностей сердца — сожаление о совершенных грехах, то есть, испытывать чувство раскаяния о том, что нарушил Повеления Аллаhа не смотря на то, большие или малые были совершены грехи, и это сожаление обязательно должно быть в сердце обо всех совершенных грехах.

В Священном Кур’ане сказано, в Суре 66 «Ат-Тахрим», аяте 8, означающее:
«О, те, которые уверовали(!) кайтесь и просите прощения у Аллаhа, и чтобы покаяние ваше было решительным и полным».

Сказано в Сященном Кур’ане , в Суре 24 «Ан-Нур», аяте 31, означающее, что Аллаh Всевышний повелел всем верующим быть богобоязненными и покаяться в грехах, так как это — путь к спасению.

Искреннее покаяние — это путь исправления и особождения себя от оков греховности. Однако бывает так, что человек откладывает покаяние, думая, что успеет покаяться, исправить свое положение до того, пока не пришел Ангел смерти — это очень распространенная ошибка. Ведь мы не знаем когда прийдет время нашей смерти, откладывая «на потом» человек может не успеть, а в каком положении тогда он уйдет из этого мира? К тому же очень часто вмешивается шайтан, который наущает человека разными словами, например, говорит человеку: «Ты уже совершил слишком много грехов. Ты совершишь их и в будущем: так для чего каяться?».  Это — обман, и человеку нужно быть внимательным. Сколько бы не было совершено грехов, пока человек жив, у него есть возможность исправить ситуацию и вернуться на путь соблюдения обязанностей повеленных Творцом.

Пророк, мир ему, говорил означающее: «Тот, кто совершает искреннее покаяние от своих грехов, как будто бы их не совершал».

Сказано Сященном Кур’ане в Суре 11 «hуд», аяте 90, означающее: «Кайтесь и просите прощения у Аллаhа, воистину, Он Милостивый и Прощающий».

Сказано Сященном Кур’ане, в Суре 20 «Таhа», аяте 82, означающее:
«Воистину Аллаh Всевышний дарует прощение верующим, которые каются, они богобоязненны и совершают благочестивые деяния».

Как уже упоминалось выше, помимо шайтана еще одним врагом мусульманина является беспечность. Она выражается в том, что человек занят совершением грехов. Он не контролирует себя, не задумывается является ли грехом тот или иной поступок, не отдает себе отчет в том, что дозволено, а что нет. Ведя такой образ жизни, он привыкает к грехам и часто не замечает, как они накапливаются. Такая беспечность, если не бороться с ней, может привести к еще более печальному результату, когда человек может дойти до того, что будет совершать неверие, а ему будет все равно.

Богобоязненный же человек отличается от других людей тем, что он волнуется, боится, оберегает себя от грехов, а если совершил один их них, то немедленно кается, старается не повторять согрешение в будущем. Именно об этом сказано в Хадисе, переданном имамом Аль-Бухарий, озночающем:
«Богобоязненный верующий — тот, который смотрит на свой грех и видит его как будто это гора, которая может упасть на него»

Существуют три вида «Тауба» (покаяния): полное, неполное и несовершенное.

Полное покаяние — это отказ от совершения всех грехов и нарушений.  Например, если человек пил спиртное, совершал прелюбодеяние, употреблял то, что запрещено, лжесвидетельствовал и тому подобное, а затем покаялся во всех грехах и больше не возвратился к их совершению. Это и есть полное покаяние.

Неполное покаяние — это покаяние только в некоторых из грехо, а не во всех.

Несовершенное покаяние — это когда человек совершает покаяние, но потом опять повторяет подобный грех.

Кто хочет спастись от мучений в могиле и в аду, пусть сделает искреннее, полное и совершенное покаяние, ради Аллаhа, и сохранит себя от грехов до самой смерти.

Для того, чтобы покаяние было принято Аллаhом Всевышним, необходимо выполнение нескольких условий:
1. Прекратить совершение греха. Например, если человек пьет спиртное или совершает прелюбодеяние, он должен прекратить совершение этого, чтобы покаяние было принято Аллаhом. Если же он просто говорит: «О, Боже мой, прости меня», или «Астагфируллаh», а сам продолжает совершать этот грех , это не считается покаянием.
2. Решительный отказ от повторения грехов. Это чувство должно возникнуть у человека в сердце, то есть, чтобы он намерился не повторять этот грех в будущем. Если у него была такая решительность, и он совершил покаяние, но затем ослаб и повторил этот грех, это не означает, что его предыдущее покаяние не было принято. Покаяние было принято, но за то, что опять сдался и нарушил, ему записывается новый грех и вновь нужно покаяться.
3. Сожаление, раскаяние в совершенных грехах.

Пророк Мухаммад, мир ему, сказал означающее: «Сожаление — есть покаяние».
4. Если грех был связан с правами какого-либо человека, необходимо восстановить их. Например, если что-то украл, то должен вернуть то, что отобрал или попросить прощение у того, у кого украл. Это нужно для того, чтобы полностью освободиться от этого греха.

Пророк Мухаммад, мир ему, сказал означающее: «Если у кого-то из вас есть грехи, связанные с правами другого человека, то пока не наступило время, когда не поможет ни дирhам, ни динар, пусть просит у него прощение и освободится от этого греха». То есть, если кто-то обидел кого-то, то пока они оба живы, пусть попросит у него прощение, а если украл что-то, то пусть возвратит украденное. А если не может — пусть попросит прощение.

5. Покаяние до наступления момента смерти. Будет поздно для желающего сделать покаяние, когда нет никакой надежды возвращения к жизни. То есть, когда душа дойдет до горла и наступит момент выхода из тела. Не принимается покаяние того, кто решил каяться в этот момент. Известна история фараона, который тонул в море и понял, что уже нет надежды на спасение, было уже поздно, и он умер неверующим.

Передал имам Ат-Тирмизий, что Пророк Мухаммад, мир ему, говорил означающее: «Воистину Аллаh примет покаяние человека, пока не наступит момент смерти».

Также является условием покаяться до восхода солнца со стороны Запада. Передал Ибн Хиббан, что Пророк Мухаммад, мир ему, сказал означающее:
«На Западе есть Врата, созданные Аллаhом Всевышним. Это — Врата покаяния. Их ширина семьдесят лет и они не закроются, пока не наступит время, когда с этого места взойдет солнце». Одним из больших признаков Конца Света будет восход солнца со стороны Запада. Пока это не случилось, покаяние принимается, однако при наступлении времени, когда солнце взойдет со стороны Запада, покаяние не принимается. Передал имам Муслим, что Пророк Мухаммад, мир ему, сказал означающее: «Аллаh примет покаяние тех, кто совершает покаяние до того, как наступит время восхода солнца со стороны Запада»

Пусть каждый задумается о своем положении до того, как будет слишком поздно. Пусть каждый старается для жизни на Том Свете. Воистину эта жизнь закончится, а жизнь на Том Свете будет длиться вечно.

В Суре «Аз-Зумар» сказано означающее: «Скажи тем рабам, которые угнетали себя (то есть совершили грехи), чтобы они не теряли надежду на Милость Аллahа: воистину, Аллаh дарует прощение за все грехи (кроме неверия)».