Новшества и нововведения

DSC_0306Передано от  «Матери верующих» ‘Аиша, да благословит ее Аллаh, что Посланник Аллаhа, мир ему, сказал, означающее: «Если кто-то введет новшество в нашу Религию, которое противоречит ей, то оно будет отвергнуто». Передали имамы Аль-Бухарий и Муслим. В одном из текстов Хадиса переданного Муслимом сказано, означающее: «Если кто-нибудь совершит поступок, несовместимый с нашей Религией, то он не будет принят».

После смерти Пророка Мухаммада, мир ему, его сподвижники и благочестивые ученые нашей религии, стремясь принести больше пользы для мусульман и приумножить благие деяния, ввели множество прекрасных нововведений.

Согласно справочной информаии новшество – это то, чего не было ранее. По Шари’ату же нововведение – это то, о чем не было упомянуто в Кур`ане и Хадисах (изречениях Пророка, Мухаммада, мир ему).

В Священном Кур`ане ( Сура 57 “Аль-Хадид”, Аят 27) повествуется о мусульманах, которые являлись последователями Пророка ‘Исы (Ии­су­са): «Аллаh наполнил сер­д­ца пос­ле­до­ва­те­лей Пророка ‘И­сы ми­ло­сер­ди­ем и сос­т­ра­да­ни­ем. Раhбанийю (аскетизм) они ввели сами, – Аллаh не пред­пи­сы­вал им этого. И сделали они это только ради того, чтобы достичь одобрения Аллаhа». Этот Аят до­ка­зывае­т, что нов­шес­т­ва одобрены в нашей религии. В своей покорности Аллаhу мусульмане, упомянутые в Аяте, дошли до того, что отказывались даже от дозволенных в Исламе наслаждений: женитьбы, вкусной еды и приятных одеяний. Аллаh восхва­лил этих мусульман за введение раhбании (аскетизма), хотя раhбания не была пред­пи­сана им в Священной Книге того вре­­мени (Инджиле), а также и Пророк ‘Иса­, мир Ему, не приказал этого.

После смерти Пророка Мухаммада, мир ему, правителем стал его ближайший друг и сподвижник — Абу Бакр Ас-Сыддик. На третий год правления Абу Бакра произошла битва при Ямаме между мусульманами и вероотступниками (последователями лжепророка Мусайлимы). В этом сражении погибли многие хафизы — люди, знавшие Кур’ан наизусть. Опасаясь, что вскоре их станет еще меньше, ‘Умар ибн Аль-Хаттаб попросил халифа Абу Бакра приказать собрать Кур’ан в единую книгу. Абу Бакру это решение далось нелегко, ведь сам Пророк Мухаммад, мир ему, при жизни не сделал этого. После долгих раздумий он решил последовать совету ‘Умара и дал распоряжение собрать текст Кур’ана в одну книгу. Абу Бакр послал за Зейдом ибн Сабитом Аль-Ансарий — одним из знатоков и переписчиков Кур’ана. Они собрали знатоков Кур’ана, и те начали усердно работать над объединением записей текста Священного Писания. Они взяли все записи из дома Посланника Аллаhа, а также то, что сподвижники записывали для себя. Они сверяли эти записи с тем, что знали наизусть, а затем переписывали в одну Книгу, в такой последавательности, которой учил Пророк, мир ему. Таким образом, полный текст Священного Писания был собран в одну книгу, которую назвали Муcхафом («Сборник свитков»), И это благое дело является одним из примеров хороших новшеств. То есть, несмотря на то, что сам Пророк при жизни не собрал Аяты в Мусхаф и не приказал сделать это своим сподвижникам, благочестивые мусульмане сами решили сделать такое доброе дело, чтобы сохранить Священное Писание для будущих поколений в неизменном виде.

Ученые подтвердили и одобрили такие нововведения, поскольку Посланник Аллаhа в своих изречениях разъяснил мусульманам критерий их разделения. На основе этих правил теологи Ислама и вводили новшества. Кроме того, Пророк, мир ему, никогда не говорил, что какие-либо деяния, совершенные мусульманами в будущем будут отвергнуты лишь из-за того, что сам Пророк, мир ему, не совершал их.

Теологи Ислама разделили все нововведения на две группы:

- хорошее новшество (или хорошая Сунна) – это то новое, которое не противоречит Кур`ану и Сунне Пророка Мухаммада, мир ему;

- плохое новшество – это то новое, которое противоречит Кур`ану и Сунне В Хадисе, приведенном ранее Про­рок, мир ему, дает нам знать, что но­вов­ве­де­ние от­вер­га­ет­ся в том случае, если оно про­ти­во­ре­чит Ша­ри’а­ту, а то нов­шес­т­во, которое со­от­вет­с­т­вует Ша­ри­’а­ту, принимается. Этот же взгляд отражен в Ха­ди­се от Джа­ри­ра ибн ‘Аб­дуллаhа Аль-Бад­жа­лий, пе­ре­дан­ном Има­мом Мус­ли­мом в кни­ге «Са­хих Мус­лим» (гла­вы «Аль-’Ильм», «Аз-За­кят»).

Про­рок Му­хам­мад, мир ему, ска­зал означающее: «То­му, кто вводит в Ис­ла­м бла­гое но­вшество, воз­да­ет­ся вознаг­раж­де­ние за него, а также он удостаивается вознаграждения тех, кто после­до­вал е­му в этом деле, при этом их вознаг­раж­де­ние не умень­ша­ет­ся. Тому же, кто вводит в Ис­ла­м пло­хое нов­шес­т­во, записывается грех, а также грех тех, кто после­до­вал это­му, при этом не убав­ля­ют­ся их грехи».  Хадис является доказательством того, что новшества допустимы.

Так во время ‘Умара ибн ‘Абдуль-Азиза были сделаны михрабы (углубления в мечетях для указания направления на Кыблу) и впервые построены минареты, Умар ибн Аль-Хаттаб повелел мусульман выполнять Намаз Тарауих коллективно за одним Имамом, а затем произнес (значение): «Какое прекрасное новшество!»; Усман ибн ‘Аффан ввел первый Азан для пятничного Намаза; во время правления Имама ‘Али были введены точки и огласовки в Мусхафе для удобства чтения Кур`ана. Это новшество ввел Богобоязненный ученый Яхья ибн Я’мар. Изначально Кур`ан был записан сподвижниками из уст Пророка, мир ему, без каких-либо точек над буквами.

К примерам плохих новшеств относятся:

• новшества в Акыде: убеждения, например, му’тазилитов, отрицающих судьбу, а также убеждения тех, которые приписывают Аллаhу место, тело, органы или образы. Все это – мерзкие нововведения в Акыду, которые единогласно отвергнуты всеми мусульманами; подобного рода воззрения- против религии Ислам;

• сокращение Салавата при его написании до буквы «ص» или сочетания букв « صَلْعَمْ », либо написание этого выражения по-русски, используя следующие сочетания букв: «С.А.Г.В.», «С.Г.В», «С.А.В», «А.С», «С.А.С», а также использование других подобных сокращений. Все указанные нововведения нежелательны – макруh;

•искажение Имени Бога «Аллаh». Некоторые во время чтения Зикра неправильно произносят это Прекрасное Имя Создателя. Случается, что люди и вовсе не произносят конечный звук «h», а говорят только «Алла».Некоторые не удлиняют звук «а» после звука «л», либо вместо слова «Аллаh» произносят толь­ко два звука: «Аh». Все это, согласно единому утвер­ж­де­нию мусульманских теологов, неверно. За такое произношение человек не только не получит сауаб (вознаграждение), но и нао­бо­рот – заработает грехи. Имам Халиль ибн Ахмад, говоря об ошибках при произнесении Имени Бога, подчеркнул: «Нельзя пропускать удлинение (звука «а») в слове «Аллаh».

В этой связи подчеркнем необходимость обучения чтению Кур`ана у достоверных учителей.