Упование на Аллаhа

http://www.dreamstime.com/stock-photos-green-old-wooden-door-white-rose-opening-light-shining-hanging-key-image33999143Из обязанностей сердца — упование на Аллаhа, то есть во всех благих делах полагаться только на Него (и это не означает, что категорически нельзя надеяться в мирских делах на людей). В Священном Кур’ане Суре Аль Беййина, Аяте 5 сказано:

وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ

Это означает: «Аллаh повелел поклоняться только Ему и совершать это искренне и только ради Него».

Уповать — означает всем сердцем полагаться и надеяться только на Аллаhа, так как Аллаh – Создатель всего. Он создает и всё то, что приносит нам пользу, и всё то, что несет вред. Он создает абсолютно всё, что появляется в бытие. Нет создателя кроме Аллаhа, поэтому на самом деле дарующий пользу и создающий вред – это только Аллаh.

Всегда необходимо полагается на Аллаhа во всем: в пропитании, средствах к существованию, в сохранности от вреда, а также не приближался к совершению грехов, особенно, когда есть трудности и нужно проявлять больше терпения.

Имам Ахмад и другие передали от Праведного Правителя ‘Умара ибн Аль-Хаттаба, который сказал, что слышал слова Пророка Мухаммада, мир ему означающие: «Если бы вы уповали на Аллаhа истинно, так, как положено, Он даровал бы вам пропитание как это даровано птицам, которые вылетают из своих гнезд в начале дня с пустыми животами, а возвращаются к гнездам с наполненными животами без особого труда».

Упование и надежда на Аллаhа не означает отказ от стремления и поиска причин для получения пропитания, заработка, средств к существованию. В сборнике Хадисов Ибн Хиббана сказано, что однажды один человек обратился к Пророку Мухаммаду, мир ему, со словами означающими: «Могу ли я отпустить свою верблюдицу без привязи и уповать на Аллаhа?». Пророк Мухаммад, мир ему, ответил: {اعقلها (أى اربطها) وتوكل} Это означает: «Привяжи её, и уповай на Аллаhа!».

В книге «Шу‘уб аль-иман» имама Аль-Байhакый переданы слова главы суфиев Аль-Джунайд Аль-Багдадий, пусть будет ему ещё больше милости Аллаhа:

«ليس التوكلُ الكسبَ ولا تركُ الكسبِ، التوكلُ شىء في القلوب»

Это означает: «Упование – это не суть стремление и добыча пропитания; и это не отказ от зарабатывания средств к существованию. Упование на Аллаhа – это действие в сердце».

Понятие упования – это полная, совершенная надежда на Аллаhа, когда полагаются во всем на Создателя, полностью доверяются Аллаhу. Это касается всего, что связано с рабом Божьим – всё, что предопределено, как причины и следствия, все, что Аллаh нам предопределил.

Имам Аль-Байhакый передал от некоторых ученых такое выражение:

اكتسب ظاهرًا وتوكّلْ باطنًا، فالعبد مع تكسبه لا يكون معتمدًا على تكسبه وإنما يكون اعتماده في كفاية أمره على الله عزّ وجلّ

Это означает: «Зарабатывай явными поступками, а внутри, в себе, уповай. Раб Аллаhа, занимаясь зарабатыванием пропитания и средств к существованию, не должен полностью полагаться на свой заработок, истинное его упование должно быть во всём на Создателя!».

Некоторые люди отдавали предпочтение упованию на Создателя, а другие говорили о приобретении и старании. У каждого свой выбор. У тех людей, кто больше уповает на Создателя, проявляется терпение и сохраняется достоинство, даже когда у них мало средств к существованию или появляются жизненные трудности, потому что они не унижаются и не обращаются за помощью. В этом проявляется истинное упование. Оно имеет приоритетность, так как оно позволяет держать себя в руках и преодолевать любые трудности. Те, чье упование слабее, направляют свои действия на то, чтобы добиваться и приобретать. Есть такие скрытые желания и причины, которые отвлекают человека от пути достижения высокой духовности, проявления покорности, работы на Да’ват, словом всего того, что приносит человеку вознаграждение. Поведение человека отражает его желания, поэтому если он желает жизненных благ, то это приводит к ослаблению в Религии. Он отвлекается от пути получения большего вознаграждения и использует время, здоровье и знания для того, чтобы достичь мирских целей. В этом смысле приобретение идет вразрез с упованием. А место упования находится в сердце, внешние же старания и действия не должны при этом противоречить внутренней надежде сердца. Даже если что-то в жизни не получается, то раб Божий должен быть убежден, что так суждено.

Шейх Саhль ибн ‘Абдуллаh сказал означающее: «Тот, кто порицает стремления и действия – поступает не так, как сказано в Шари‘ате, а кто пренебрегает упованием, у того ослабевает Вера в сердце».

Имам Ахмад ибн Масрук сказал означающее: «Полагаться на Аллаhа – это значит полностью предаться Судьбе и всем сердцем довериться Создателю».

Когда отправляешься в дорогу, то лучше брать с собой запасы с провизией, также с намерением помочь мусульманам. Так поступали как сам Пророк, так и его сподвижники, и благочестивые мусульмане первых столетий (саляфиты). Они брали запасы, несмотря на то, что уповали на Создателя и их сердца не были привязаны к этим причинам, а ведь есть такие люди, которые не берут с собой в дорогу ничего, но их сердца связаны с этой провизией.

Упование имеет свои уровни. Каждый уровень имеет свои качества и есть конкретные действия (упражнения), которые совершают для достижения нового уровня. То есть поведение, желание и старание должны соответствовать тому уровню, который мусульманин хочет достичь. При этом есть условие, чтобы человек стремился перейти от одного уровня к другому. У того, кто не умеет довольствоваться тем, что имеет, не получится уповать, а без упования не достичь предания (то есть сдаться, понимая, что все по Воле Создателя ), а без богобоязненности не добиться аскетизма. То есть первый уровень — это довольство, без него не достичь упования. И здесь следует различать состояние, которое человек приобретает путем выполнения конкретных действий от «Халь» (это то состояние, которое приходит к человеку неосознанно, без его участия). Человек должен признать отличие «состояния» («халь») от достижения » уровней упования» ( макам ), а также то, что без достижения » уровней «, не обрести » состояние «, значит, есть то, что объединяет эти понятия.

Халь — это состояние, которое наступает не из-за внешнего влияния (не влияет на это ни радость, ни грусть, ни страх, ни какие-то причины появления счастья или горя, как, например, хорошие или плохие новости, болезнь, богатство, и др ) и не в результате собственных усилий. Это » состояние» — дар от Аллаhа, особое состояние, а «уровни» — это то, чего можно достичь, выполняя конкретные действия. Тот, кто хочет достичь максимально высокой степени почета, должен идти по пути фана΄ (избавления от плохих качеств) и бака΄ (приобретения достойных качеств). Известно, что у того, кто освобождается от плохого качества, появляется похвальное качество, и, наоборот, у кого преобладают плохие качества, исчезают хорошие.  Тот, кто внимательно наблюдает за происходящим вокруг, осознавая, что это – по Всемогуществу Всевышнего, еще сильнее убеждается в Существовании Создателя и Его Атрибутах. Он понимает, что ничего не произойдет без Воли Бога и Его Всемогущества, и глубже ощущает это своим сердцем. Он лучше контролирует себя, он не подвластен иллюзиям (искаженному восприятию реальности). Он боится наказания и надеется на Милость Всевышнего.

Большинство теологов говорили о том, что упование — это доверие Аллаhу, надежда на Него и убеждение, что все происходит по Воле Всевышнего, несмотря на использование причин достижения чего-либо, как это делал Пророк Мухаммад, мир ему. В этом смысле приобретение не идет вразрез с упованием.

Имам Ибраhим Ан-Наср-Абазий сказал означающее: «Надежда ведет к покорности, боязнь отдаляет от грехов, а самоконтроль приводит к пути ясности (особого благочестия)».

Имам Зун-нун Аль-Мисрий сказал: «Уверенность (то есть сильное упование на Аллаhа) приводит к аскетизму, результатом которого является мудрость, а мудрость дает возможность предвидения некоторых последствий поступков (дальновидность)».

В Священном Кур`ане (Сура «Ат-Таляк», Аят 3):

﴿وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ﴾

Это означает: «Тот, кто полагается на Бога – ему этого достаточно».